Аннотация ДОП Мелодии дерева

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда»
400137 Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а;
тел. 8 (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru

Принято
на педагогическом совете
протокол от 31.08.2023г. № 1
Председатель
педагогического совета
____________ Е.А. Андреева
31.08.2023г.

Введено в действие
Приказом № 314 от 01.09.2023г.
Директор муниципального
общеобразовательного учреждения
«Гимназия
№ 11 Дзержинского района
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Волгограда»
____________Е.А. Андреева
01.09.2023г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности

«МЕЛОДИИ ДЕРЕВА »

Составитель: Венедиктов Михаил Евгеньевич,
педагог дополнительного образования

2023 г.

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков соединения
умственного и физического творческого труда, который является одной из основ здорового
и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание
многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого
распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и
осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в
изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой
индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены свойства древесины,
этапы и методы ее обработки, элементы технологии резьбы по дереву, начиная с
формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и
заканчивая его представлением на выставках.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание
занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния
здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Программа «Мелодии дерева» разработана на основе программы Симоненко В.Д.,
Неменского Б.М.и соответствует следующим нормативным документам:
 Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
 приказу Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам",

Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
 Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания";
 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 № 62900);
 приказу Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
2

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 уставу МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда».
.
Особенности организации образовательного процесса: программа «Мелодии дерева»
адресована учащимся 12-13 лет. Количество учащихся в группе – 15 человек. Количество
групп – 1. Набор в учебную группу проводится по результатам собеседования.
Объем программы: Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа)
Форма обучения: очная, очно-заочная.
Режим занятий: согласно рекомендациям СанПиН 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 41)
режим занятий следующий: 1 час в неделю (1 раз в неделю, продолжительность занятия 40
минут.
Формы занятий: теоретические занятия, практическая работа, выставки, презентации.
Формы организации учебной деятельности:



индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
1.2.Цель и задачи программы

Цель:
сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью
обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых,
распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также
обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в
практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Основные учебно-воспитательные задачи дополнительной образовательной программы
«Мелодии дерева»
Обучающие








Формировать пространственное представление, художественно – образное
восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания
художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;
3





Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы
хранения древесины;
Изучить технологию геометрической резьбы;
Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.

Развивающие:








Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить
руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и
явлениям действительности;
Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно
– прикладного творчества;
Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным
традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.

Воспитывающие:







Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным
направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где
младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. Приобрести знания основ
культуры и искусства наших предков.
Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной
- заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева.
Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел
и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы
быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих
изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и
стилизована или превращена в фантастические образы
1.3.Планируемые результаты
Характеристика ожидаемых результатов. В результате прохождения данной программы дети
должны знать:


принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
4





















основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический
рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства
материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по
свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя,
электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка,
электролобзика, электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование,
полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории
родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной
обработке дерева, его роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных
видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных
видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного
обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и
внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:











рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники
безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;





выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;



5





выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов
резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:







владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию,
резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:



индивидуальная;
коллективная (звеньевая).

6

Содержание обучения
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.
Теория 1 час: Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве
художественных изделий.
2. Древесина, ее строение и свойства.
Теория 1 час: Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по
выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные
свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные
материалы и клеи.
Практика 1 час: выполнение тестов (определение порд древесины по предоставленным
фрагментам).
3. Последовательность изготовления изделий из древесины.
Теория 1 час: Технологический процесс. Основные этапы технологического процесса.
Технологическая карта и её назначение. Основные технологические операции.
Практика 1 час: изготовление технологической карты изделия
4. Материалы, инструменты и приспособления для работы с древесиной.
Теория
1 час: Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства
материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Практика 1 час: работа с инструментами.
5. Виды резьбы по дереву.
Теория 1 час: Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по
дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание.
Практика 1 час: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и
медведь)
6. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.
Теория 1час: Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.
Особенности работы лобзиком.
Практика 3 часа: изготовление подвижной игрушки
7. Технические приёмы выпиливания орнамента.

7

Теория
1 час: Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в
работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов,
рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практика 2 часа: выпиливание лобзиком частей к художественному изделию
8. Сборочные и отделочные работы.
Теория 1 час: Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей.
Форма и конструкция деталей.
Практика 2 часа: зачистка и протравка морилкой древесины для изделия
9. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Теория 1 час: Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и
виды орнамента;- симметрия;- орнаментальные розетты и полосы;- сетчатый орнамент.
10. Работа над конструкцией изделия.
Теория 1 час: Работа над конструкцией изделия.. Плоские, объёмные изделия; изделия
округлой формы; изделия со сложным орнаментом.
Практика 2 часа: сборка изделия
11. Построение орнамента.
Теория 1 час: Плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы-, изделия со сложным
орнаментом
Практика 1 час: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для
фотографии.
12. Изготовление изделия.
Теория 1 час: Форма и конструкция изделия; назначение и виды орнамента; симметрия;
изделия со сложным орнаментом
Практика 3 часа: выполнение настенного панно.
13. Резьба по дереву.
Теория 2 часа: Народные промыслы России. Виды художественной обработки древесины.
История художественной резьбы по дереву. Декоративно-прикладные изделия. Материалы,
инструменты, приспособления для резьбы.
14. Презентация проектов.
Теория 2 часа: Обоснование темы проекта и выбор лучшего варианта. Способы
8

представления и оформления этапов проектной деятельности (исследования и анализ
проблемы, экологические аспекты, экономические расчеты).
14. Выставка изделий
Практика 2 часа: Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся на уроке .
2.4.Список литературы
1. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – М.: “Евразийский регион”, 1995.
2. Афанасьев А.Ф. Поделки из древесины. // “Сделай сам”, № …, 1989.
3. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление
интерьера. – Ростов-на-Дону: изд. “Феникс”, 2003.
4. Выжанов Э. А. Корнепластика и природная скульптура. Екатеринбург 2001.
5. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. Изд. 2-е,
стереотип. М., «Лесная промышленность», 1977. 248 с. и ил.
6. Федотов Г.Я. Лесная пластика. – М.: АСТ-Пресс, 2000. – 176 с.: ил.
7. Эленвуд Э. Резьба по дереву. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: АСТ, 2018. – 192
с.
8. Народные промыслы и ремёсла. Красота своими руками. [Электронный источник]
URL: http://www.bibliotekar.ru/krasota/12.htm (Дата обращения: 10.10.2018)
9. Как выполнить вощение деревянных изделий [Электронный источник]
URL:http://www.bankreceptov.ru/provision/dom/dom-0021.shtml
(Дата
обращения
12.10.2018)
10. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс. Учебник. ФГОС, 2016 г. Тищенко
А.Т., Симоненко В.Д., М.: «Вентана- Граф», 2016
11. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник. ФГОС, 2016 г. Тищенко
А.Т., Симоненко В.Д., М.: «Вентана- Граф», 2016

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».