ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» 400137 Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а; тел. 8 (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru Принято на педагогическом совете протокол от 31.08.2023г. № 1 Председатель педагогического совета ____________ Е.А. Андреева 31.08.2023г. Введено в действие Приказом № 314 от 01.09.2023г. Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 Дзержинского района ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Волгограда» ____________Е.А. Андреева 01.09.2023г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «МЕЛОДИИ ДЕРЕВА » Составитель: Венедиктов Михаил Евгеньевич, педагог дополнительного образования 2023 г. Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Данная программа направлена на формирование у детей и подростков соединения умственного и физического творческого труда, который является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности. Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены свойства древесины, этапы и методы ее обработки, элементы технологии резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Программа «Мелодии дерева» разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.и соответствует следующим нормативным документам: Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказу Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 № 62900); приказу Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, 2 дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; уставу МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда». . Особенности организации образовательного процесса: программа «Мелодии дерева» адресована учащимся 12-13 лет. Количество учащихся в группе – 15 человек. Количество групп – 1. Набор в учебную группу проводится по результатам собеседования. Объем программы: Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа) Форма обучения: очная, очно-заочная. Режим занятий: согласно рекомендациям СанПиН 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 41) режим занятий следующий: 1 час в неделю (1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Формы занятий: теоретические занятия, практическая работа, выставки, презентации. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная; коллективная (звеньевая). 1.2.Цель и задачи программы Цель: сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты. Основные учебно-воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Мелодии дерева» Обучающие Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности; Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта; Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины; Изучить технологию работы лобзиком; Изучить технологию работы выжигателем; Научить работать различными инструментами, приспособлениями; Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества; 3 Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины; Изучить технологию геометрической резьбы; Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву. Развивающие: Развивать художественно – творческие способности учащихся; Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром; Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности; Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества; Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи; Сформировать представление о народном мастере как творческой личности; Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре. Воспитывающие: Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края; Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества; Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие; Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков. Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности; Отличительные особенности программы: Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы 1.3.Планируемые результаты Характеристика ожидаемых результатов. В результате прохождения данной программы дети должны знать: принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; 4 основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; способы разметки по шаблону и чертежу; принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера); иметь понятие о конструировании и моделировании; способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области; основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий; технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием; основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий; технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием; разные виды резьбы и их особенности; способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. Должны уметь: рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности; уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку; использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия; выполнять простейшие столярные операции; производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их; экономно расходовать материалы и электроэнергию; выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву; затачивать и править необходимый инструмент для резьбы; выполнять простейшие расчёты стоимости изделия; 5 выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы; проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их; бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами; Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки: владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву; выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики; владения основными элементами графической грамотности; выполнения плоскостной разметки; разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы; выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы; Формы организации учебной деятельности: индивидуальная; коллективная (звеньевая). 6 Содержание обучения 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Теория 1 час: Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. 2. Древесина, ее строение и свойства. Теория 1 час: Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Практика 1 час: выполнение тестов (определение порд древесины по предоставленным фрагментам). 3. Последовательность изготовления изделий из древесины. Теория 1 час: Технологический процесс. Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта и её назначение. Основные технологические операции. Практика 1 час: изготовление технологической карты изделия 4. Материалы, инструменты и приспособления для работы с древесиной. Теория 1 час: Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки. Практика 1 час: работа с инструментами. 5. Виды резьбы по дереву. Теория 1 час: Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание. Практика 1 час: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) 6. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Теория 1час: Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком. Практика 3 часа: изготовление подвижной игрушки 7. Технические приёмы выпиливания орнамента. 7 Теория 1 час: Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Практика 2 часа: выпиливание лобзиком частей к художественному изделию 8. Сборочные и отделочные работы. Теория 1 час: Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей. Практика 2 часа: зачистка и протравка морилкой древесины для изделия 9. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Теория 1 час: Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;- симметрия;- орнаментальные розетты и полосы;- сетчатый орнамент. 10. Работа над конструкцией изделия. Теория 1 час: Работа над конструкцией изделия.. Плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы; изделия со сложным орнаментом. Практика 2 часа: сборка изделия 11. Построение орнамента. Теория 1 час: Плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы-, изделия со сложным орнаментом Практика 1 час: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. 12. Изготовление изделия. Теория 1 час: Форма и конструкция изделия; назначение и виды орнамента; симметрия; изделия со сложным орнаментом Практика 3 часа: выполнение настенного панно. 13. Резьба по дереву. Теория 2 часа: Народные промыслы России. Виды художественной обработки древесины. История художественной резьбы по дереву. Декоративно-прикладные изделия. Материалы, инструменты, приспособления для резьбы. 14. Презентация проектов. Теория 2 часа: Обоснование темы проекта и выбор лучшего варианта. Способы 8 представления и оформления этапов проектной деятельности (исследования и анализ проблемы, экологические аспекты, экономические расчеты). 14. Выставка изделий Практика 2 часа: Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся на уроке . 2.4.Список литературы 1. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – М.: “Евразийский регион”, 1995. 2. Афанасьев А.Ф. Поделки из древесины. // “Сделай сам”, № …, 1989. 3. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. – Ростов-на-Дону: изд. “Феникс”, 2003. 4. Выжанов Э. А. Корнепластика и природная скульптура. Екатеринбург 2001. 5. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. Изд. 2-е, стереотип. М., «Лесная промышленность», 1977. 248 с. и ил. 6. Федотов Г.Я. Лесная пластика. – М.: АСТ-Пресс, 2000. – 176 с.: ил. 7. Эленвуд Э. Резьба по дереву. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: АСТ, 2018. – 192 с. 8. Народные промыслы и ремёсла. Красота своими руками. [Электронный источник] URL: http://www.bibliotekar.ru/krasota/12.htm (Дата обращения: 10.10.2018) 9. Как выполнить вощение деревянных изделий [Электронный источник] URL:http://www.bankreceptov.ru/provision/dom/dom-0021.shtml (Дата обращения 12.10.2018) 10. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс. Учебник. ФГОС, 2016 г. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д., М.: «Вентана- Граф», 2016 11. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник. ФГОС, 2016 г. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д., М.: «Вентана- Граф», 2016 9