ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 44024B0D8347CC78358C287946ADF9F0
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 16.04.2025 до 10.07.2026
Приложение к образовательной программе
среднего общего образования МОУ «Гимназия № 11
Дзержинского района Волгограда» Приказ № 320/1 от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Практика написания сочинений»
для обучающихся 11 класса
Волгоград 2025
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению,
основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей
деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки
готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких
источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг
другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы,
письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением
дает возможность обучающимся высказать то, что их тревожит и волнует, формирует
литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя
выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня необходимо
уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие
личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства и устно, и письменно.
Неслучайно сочинение-рассуждение предназначено для проверки не только
подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того,
сочинение-рассуждение является одним из заданий на ЕГЭ по другим предметам
образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение
— одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому
культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем
ни самореализовывался.
Программа учебного курса способствует совершенствованию и развитию важных
языковедческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, помогает
учащимся оценить свои возможности по русскому языку и литературе.
Данная программа составлена на основе Рабочая программа элективного курса по
русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования, авторской программы учебного курса «Русский язык.
Сочинение на ЕГЭ» под редакцией А. Г. Нарушевича (М: Просвещение, 2018г) и ресурсов
Интернета.
Новизна Программы состоит в том, что в результате изучения курса школьники должны
научиться писать сочинение в формате ЕГЭ на разные темы различной степени сложности. При
написании сочинений главное внимание обращается на формирование коммуникативной
компетенции, на накопление опыта анализа текстов различной стилистики.
Актуальность Программы данного курса обусловлена тем, что новая форма итоговой
аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения
заданий, а значит – своей методики подготовки.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она позволяет
сформировать у обучающихся целостную систему знаний, умений и навыков, которые позволят
им говорить и писать по-русски правильно.
Цель: совершенствование и углубление приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков
логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в
работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более
высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения
задания № 27 ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной письменной
речи.
Задачи программы:
Обучающие:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению
ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся;
обучение анализу текстов разных функциональных стилей, их интерпретации;
совершенствование и развитие умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений;
формирование умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Развивающие:
развить у учащихся интерес к гуманитарным наукам,
выявить интересы и помочь в выборе профиля в старшем звене,
способствовать профессиональной ориентации обучающихся;
формировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать и применять
знания;
развивать речевую культуру и ассоциативное мышление учащихся.
Воспитательные:
воспитывать творческое отношение к выполняемой работе;
формировать любовь к родному языку и русской литературе.
Отличительной особенностью Программы является то, что курс даёт целостное
представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике
нормативную устную и письменную речь, то есть удовлетворять познавательные интересы.
Особое внимание уделяется письменной речи, а также задачам межпредметного содержания.
При работе с текстами обращается внимание на исторический, общественно-философский,
нравственно-этический, литературоведческий компонент содержания текстов.
Категория обучающихся
Обучение по Программе может проводится в 11 классе, возраст обучающихся 17- 18 лет.
Рекомендуемое количество обучающихся в группе – 25 человек, но не менее 5 человек.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов в год составляет 34 часа.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 1 раз в неделю (40 минут).
Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Форма обучения –
очная, при необходимости возможен переход на дистанционную форму обучения при согласии
родителей.
Форма организации занятий – групповая.
Форма проведения занятий:
на этапе изучения нового материала - лекция, объяснение, рассказ, демонстрация;
на этапе закрепления изученного материала - практическая работа, проверочная
работа;
на этапе повторения изученного материала – сочинение- рассуждение, творческое
задание, редакторская правка чужих сочинений;
на этапе проверки полученных знаний – контрольное сочинение и его анализ.
промежуточная и итоговая аттестация проводится сочинений по темам курса.
Итоговое занятие проходит в виде итоговой контрольной работы.
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
определение мотивации изучения учебного материала;
оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и
личностных ценностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД
- целеполагание,
включая
постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на
основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планирование пути достижения целей;
устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных способов
достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
умение принимать решения в проблемной ситуации;
постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий;
прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка
качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД
- поиск и выделение информации;
- анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа
решения задачи;
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от
конкретных условий;
выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную
идею текста;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия явлений.
Коммуникативные
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих
коммуникативных УУД:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения
и делать выбор;
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы
работы;
способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и использование на уроках элементов технологии
продуктивного чтения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- основным нормам русского литературного языка;
- анализу текста, его интерпретации;
- овладеет прочной, надежной базой орфографических навыков;
- сформирует языковую и лингвистическую компетенцию, умение создавать собственный
текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные
грамматические формы и лексическое богатство языка;
- получит новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития
языка с развитием общества в целом.
Обучающийся получит возможность научиться:
овладеть умением обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать,
оценивать;
практическими умениями и навыками по самостоятельном анализу и оценке
текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых
научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как
следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Формы подведения итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля над результативностью усвоения
программного материала.
Виды контроля:
Входной (предварительный) контроль - проверка соответствия качеств начального
состояния обучаемого перед его обучением.
Первичная диагностика – определение образовательных ожиданий ребёнка, его
отношений и образовательных потребностей.
Текущий контроль – проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами
каждого учащегося.
Тематически контроль – проверка результатов обучения после прохождения темы.
Проходит в виде тестового контроля, защиты проекта.
Итоговый контроль - проходит в виде итоговой контрольной работы.
Учебный план
№
Название разделов и тем
Введение в курс. Требования к сочинениюТема 1 рассуждению в формате ЕГЭ. Система оценивания
Композиция сочинения. Соразмерность частей
Тема 2 сочинения. Соответствие сочинения критериям
оценки. Работа над абзацным членением текста
Проблема исходного текста. Различие понятий
Тема 3
"тема" - "проблема".
Позиция автора. Формулирование позиции автора
Тема 4 исходного текста. Способы выражения позиции
автора.
Комментарий к сформулированной проблеме.
Тема 5 Способы комментирования.
Различные виды комментария.
Выражение
собственного мнения. Типы
аргументов. Способы
выражения.
Тема 6
иллюстративного материала из произведений
русской и мировой литературы.
Написание сочинений в формате ЕГЭ. Редакторская
Тема 7
правка.
Основы грамотного письма. Виды грамматических
Тема 8 ошибок. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
2
0
2
1
1
1
1
0
2
1
1
6
2
4
Включение
5
1
4
9
0
9
3
1
2
Орфографические
Тема 9 и пунктуационные шибки. Редакторская работа с
текстом.
Тема 10 Зачет.
Итого
3
1
2
1
0
1
34
10
24
Содержание программы
Тема 1. Введение. (2 часа)
Введение в курс. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ. Система
оценивания. Соответствие сочинения критериям оценки.
Тема 2. Композиция сочинения. (2 часа)
Композиция сочинения. Соразмерность частей сочинения. Выделение микротем.
Стилистический и типологический анализ текста. Тема и основная мысль текста. Признаки
текста. Способы связи в тексте. Работа над абзацным членением текста. Лексические,
морфологические, синтаксические средства.
Тема 3. Проблема исходного текста. (2 часа)
Проблема исходного текста. Различие понятий "тема" - "проблема". Вступление к
сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Тема 4. Позиция автора. (2 часа)
Позиция автора. Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения
позиции.
Тема 5. Комментарий к сформулированной проблеме. (6 часов)
Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования.
Различные виды комментария.
Тема 6. Собственная позиция и ее обоснование. (5 часов)
Выражение
собственного мнения. Типы аргументов. Способы
выражения.
Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы.
Тема 7. Тренинг. (9 часов)
Практическая работа: написание сочинений в формате ЕГЭ по текстам художественного и
публицистического стиля.
В учебном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам:
Проблемы семьи:
проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек
ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни
человека?);
проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит
любить свою семью и свою Родину?);
проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных
житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.
Проблемы экологии:
проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и
в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);и др.
Человек и общество:
проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление
людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);
проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из
бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);
проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при
выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);
проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских
ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию
своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию
своих способностей?);
проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли
человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество
свободу человека?);
проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек
были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание
идеального общества?).
Нравственные проблемы:
проблема нравственного выбора;
проблема гуманного и антигуманного отношения к человеку;
проблема милосердия, сострадания, духовности и бездуховности.
Философские проблемы:
проблема добра и зла;
проблема жизни и смерти;
проблема поиска смысла жизни;
проблема одиночества;
проблема утраты веры в человечества;
проблема свободы личности;
проблема творчества.
Информационно-коммуникативные:
проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится
русский язык благодаря заимствованиям?);
проблемы развития и сохранения русского языка;
проблема языкового бескультурья;
проблема массовой культуры.
Тема 8. Основы грамотного письма. (3 часа)
Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Типичные грамматические ошибки
в школьных сочинениях.
Тема 9. Орфография и пунктуация. (3 часа)
Орфографические и пунктуационные шибки. Редакторская правка текста.
Тема 10. Зачет. (1 час)
Ресурсное обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение:
проектор.
Литература для учащихся:
1. Егораева Г.Т. «ЕГЭ 2023. Русский язык. Тренажёр. Задание 27. Учимся писать сочинение» М.:Издательство «Экзамен», 2022.
2. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2023: учебно- методическое пособие. –
Ростов-на-Дону: Легион, 2022.
3. Цыбулько
И.П.
«ЕГЭ
2023. Русский язык:
типовые
экзаменационные
варианты:
36
вариантов»
М.: Издательство
«Национальное образование» - (ЕГЭ. ФИПИ – школе), 2022..
Литература для учителя:
1. Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – 19е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2017
2. Розенталь Д.Э. «Говорите и пишите по-русски правильно» - 12 изд.-М.:АЙРИС-пресс, 2021.
Электронные образовательные интернет – ресурсы:
https://resh.edu.ru/
https://rus-ege.sdamgia.ru/
https://znaika.ru/
https://rustutors.ru/
https://mogu-pisat.ru/
Календарно-тематический план
№ п/п
Дата проведения
занятия
Кол-во
часов
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
1
10
5
11
1
12
1
13
3
Тема занятия
Форма занятия
Тема 1. Введение (2 час)
1. Введение в курс. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Система оценивания.
Соответствие сочинения критериям оценки.
2. Спецификация экзаменационной работы.
Кодификатор. Демонстрационная версия.
Тема 2. Композиция сочинения (2 часа)
1. Композиция сочинения. Соразмерность частей
сочинения. Выделение микротем. Стилистический и
типологический анализ текста. (1 час)
2. Тема и основная мысль текста. Признаки текста.
Способы связи в тексте. Работа над абзацным членением
текста. Лексические, морфологические, синтаксические
средства текста. (1 час)
Тема 3. Проблема исходного текста (2 часов)
1. Проблема исходного текста. Различие понятий "тема"
- "проблема". (1 час)
2. Вступление к сочинению. Смысловые и
грамматические связи предложений. (1 час)
Тема 4. Позиция автора (2 часа)
1. Позиция автора. Формулирование позиции автора
исходного текста. (1 час)
2. Способы выражения позиции. (1 час)
Тема 5. Комментирование проблемы (6 часов)
1. Комментарий к сформулированной проблеме.
Способы комментирования. Различные виды
комментария. (1 час)
Отличие комментария от пересказа. Тренинг. (5 час)
Тема 6. Собственная позиция и ее обоснование (5 час)
Выражение собственного мнения.
Типы
аргументов. (1 час)
Способы
выражения. Включение иллюстративного
материала из произведений русской и мировой
литературы. (1 час)
Тренинг (3 час)
Форма контроля
Теория
Опрос, беседа
Теория
Опрос, беседа
Теория
Опрос, беседа
Теория
Опрос, беседа
Теория
Опрос, беседа
Теория
Опрос, беседа
Практика
Тест
Практика
Тест
Практика
Тест
Практика
Итоговый тест
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема 7. Тренинг
Практическая работа: написание сочинений в формате
9
ЕГЭ по текстам художественного и публицистического
стиля. (9 час)
Тема 8. Основы грамотного письма.
Основы грамотного письма. Виды грамматических
1
ошибок. (1 час)
Типичные грамматические ошибки в школьных
1
сочинениях. (1 час)
1
Редакторская правка. (1 час)
Тема 9. Орфография и пунктуация.
1
Орфографические ошибки. (1 час)
1
Пунктуационные ошибки. (1 час)
1
Редакторская правка. (1 час)
Тема 10. Зачет.
1
Итоговое сосинение в формате ЕГЭ. (1 час)