Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука дорожной безопасности

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда»
400137, Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а;
Тел.: (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail: gymnasium11@volgadmin.ru

Принято
на педагогическом совете
протокол от «28» августа
2025г. № 1
Председатель
педагогического совета
____________ Е.А. Андреева
«28» августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Согласовано
на методическом объединении
классных руководителей
протокол от «28» августа
2025г. № 1
Руководитель МО
_________ Емельянова Л.В.
«28» августа 2025 г.

Сертификат: 44024B0D8347CC78358C287946ADF9F0
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 16.04.2025 до 10.07.2026

Введено в действие
Приказом № 350 от «01»
сентября 2025 г.
Директор
муниципального
общеобразовательного
учреждения «Гимназия №11»
Дзержинского
района
Волгограда»
____________Е.А. Андреева
«01» сентября 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 44024B0D8347CC78358C287946ADF9F0
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 16.04.2025 до 10.07.2026

АЗБУКА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Программа внеурочной деятельности детей 6-18 лет
Срок реализации – 1 год

2025 год

Пояснительная записка.
Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения
(ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно
Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ.
Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом
детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра
ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы не совместимые с
жизнью, по причине дорожно-транспортных травм умирает 30 - 35% детей.
Решение проблемы снижения роста ДДТТ возможно при одновременном проведении
комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебновоспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение
усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования,
родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только ПДД, но и
безопасному поведению на дорогах.
Анализ существующих вариантов учебных программ показал, что проблеме подготовки
детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности
и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном
уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается лишь в начальной
школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В тоже время имеется ряд
причин, позволяющих утверждать о необходимости обучения детей дорожной
безопасности не только в начальной, но и в основной школе:
-значительное количество детей, пострадавших от дорожно-транспортного
травматизма, относится к учащимся 5-9 классов, когда они начинают активно
передвигаться по городу без сопровождения взрослых и «осваивать» велосипеды и мопеды;
-нерешенные проблемы организации дорожного движения, связанные с ростом
количества транспортных средств на дорогах существенно влияют на дорожную
безопасность;
- воспитание ценностного отношения к собственной безопасности и к безопасности
окружающих на дорогах невозможно при обучении только на этапе начального
образования.
В этих условиях актуальность создания единой, систематизированной программы
обусловлена противоречием между высоким уровнем ДДТТ и недостаточным вниманием,
уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности;
недостаточной подготовленностью педагогических работников; отсутствием необходимой
учебно-материальной базы для проведения занятий.
Новизна данной программы обусловлена тем, что в данную программу добавлены
материалы мультимедийной учебно-методической программы «Азбука дорожной науки»,
предназначенная для проведения уроков в общеобразовательных учреждениях по
профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма.
Составлена совместно с Государственным учреждением «Научный Центр безопасности
жизнедеятельности детей» по РАО. Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования по образовательным программам
«Окружающий мир», «ОБЗР».
Целью данной программы «Азбука дорожной науки» является формирование
культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности
человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их
применения в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
приобретать знания о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения

(ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя
велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических
транспортных средств;
овладевать умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники
дорожного движения не нарушают ПДД или, когда их поведение на дороге соответствует
их бытовым привычкам;
развивать право послушности, сознательного отношения к соблюдению
безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке
возможных опасностей;
воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность
других участников дорожного движения.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является:
- расширение тем по правилам дорожного движения;
- охват детей с 1 по 11 класс;
- активное использование мультимедийных досок;
- приложения в виде учебно-методического комплекса интерактивных заданий учащимся
и видеофильмов.
Возраст детей.
Программа адресована детям с 6,5 до 18 лет и охватывает всех учащихся гимназии.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 11 лет обучения, 9 занятий в год.
Формы и режим занятий.
Форма организации занятий: классно-групповая в классах и группах продленного
дня. Занятия в классе проводятся 1 раз в месяц, (9 часов в год).
Ожидаемый результат реализации программы.
На первом этапе реализации программы ожидаемым результатом должно стать
создание устойчивых предпосылок к снижению роста детского дорожно-транспортного
травматизма (приостановка существующей тенденции увеличения ДДТТ) в течение 2-3 лет.
В дальнейшем - стабилизация тенденции снижения роста ДДТТ.
Способы отслеживания результативности:
1.
2.
3.
4.
5.

Педагогический мониторинг.
Мониторинг образовательной деятельности детей.
Контрольные задания и тесты.
Самооценка воспитанника.
Оформление фотоотчётов.

Требования к уровню образованности
Начальная школа
Учащиеся должны знать:
1. Требования ПДД для пешеходов.
2. Почему транспортные средства не могут останавливаться мгновенно.
3. Особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и
заснеженной дороге.
4. Опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п. Правила
поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в транспорт и
выходе из него, правила перехода дороги.
5. Требования к движению велосипедистов. Где можно играть и кататься на роликах и
скейтбордах.
Учащиеся должны уметь:
Определять места перехода через проезжую часть.
Останавливаться, слушать и смотреть, чтобы убедиться в безопасности перехода через дорогу.
Оценивать направление движения транспортного средства, его скорость и расстояние до него.
Переходить проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
Обращаться за помощью к взрослым при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на
проезжую часть и т.п.
Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
Определять безопасный путь в школу, кружок, магазин и т.п. и пользоваться им.
Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах и т.п.

Основная школа
Учащиеся должны знать:
1. Причины дорожного травматизма.
2. Назначение средств регулирования дорожным движением (светофор, регулировщик,
дорожные знаки и разметка) и распознавать их конкретное значение.
3. Правила пересечения проезжей части дороги на регулируемых и нерегулируемых
перекрестках и переходах и вне их, правила пересечения железнодорожных путей
пешеходами и велосипедистами.
4. Правила движения для велосипедистов и технические требования к велосипеду.
5. Понятие «остановочный путь», его составляющие и причины, влияющие на его длину.
6. Приемы оказания доврачебной помощи в случае дорожно-транспортного
происшествия.
Учащиеся должны уметь:
1. Оценивать скорость транспортных средств и расстояние до них.
2. Оценивать дорожную ситуацию на всех видах перекрестков и переходов, при
пересечении железнодорожных путей.
3. Пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.
4. Управлять велосипедом в соответствии с требованиями ПДД.
5. Оказывать доврачебную помощь в зависимости от вида травм.
6. Применять практические умения, полученные в начальной школе.
Средняя школа
Учащиеся должны знать:
1. Кто такой водитель транспортного средства, каковы его права, обязанности и
возможности.
2. Значение дорожного движения как составной части деятельности общества, осознавать

свое место в нем и понимать свою личную ответственность, как участника движения.
3. Опасные ситуации, возникающие по вине пешеходов и по вине водителей.
4. Порядок действий в случае попадания в ДТП или будучи его свидетелем.
Учащиеся должны уметь:
1. Оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении.
2. Применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях.
3. Действовать при попадании в ДТП или будучи его свидетелем.
4. Применять практические умения, полученные в начальной и основной школах

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 классы

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Темы
1

В том числе
Теория
Практика
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
9

1
1
1
1
1
1
1
9

Всего
часов

Вводное занятие.
Дорога, ее элементы и правила поведения на
ней.
Пешеходный переход.
Знаки пешеходных переходов.
Виды перекрёстков.
Светофор и его сигналы.
Участники дорожного движения.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Итоговое занятие.
ИТОГО:

0

Содержание.
1. Вводное занятие.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на
занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний
вид.
2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Как правильно
ходить по тротуару. Дорога с двусторонним и с односторонним движением, правила
перехода. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила
перехода дороги на них.
3. Пешеходные переходы.
Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения
(знаки, разметка).
4. Знаки пешеходных переходов.
Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный
пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».
5. Виды перекрестков.
Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот
транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом
перекрестке.
6. Светофор и его сигналы.
Сигналы светофора. Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на
перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный
путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.
7. Участники дорожного движения.
Кто является участником дорожного движения. Особенности совместного передвижения.
«Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение
пешеходов запрещено», «Дорожные работы».
8. Кажется, безопасно-нет опасно!
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места
для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде детям до 14 лет.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 классы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Темы
1

В том числе
Теория
Практика
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
9

1
1
1
9

Всего
часов

Вводное занятие.
Транспортные средства. Виды наземного
транспорта.
Сигналы, подаваемые водителями
транспортных средств.
Участники дорожного движения.
Правила поведения пассажиров в городском
транспорте.
Знакомство с отдельными дорожными
знаками.
Светофор и его сигналы.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Итоговое занятие.
ИТОГО:

0

Содержание.
1. Вводное занятие.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на
занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний
вид.
2. Транспортные средства. Виды наземного транспорта.
Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке.
Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила
для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок.
Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
3. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Виды транспортных средств. Сигнал поворота направо, налево, аварийная остановка,
звуковой сигнал.
4. Участники дорожного движения.
Кто является участником дорожного движения. Особенности совместного передвижения.
«Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение
пешеходов запрещено», «Дорожные работы».
5. Правила поведения пассажиров в городском транспорте.
Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке.
Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила
для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок.
Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
6. Знакомство с отдельными дорожными знаками.
Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением»,
«Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный
переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд
запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
7. Светофор и его сигналы.
Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со
светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и
домой. Основные улицы в микрорайоне школы.
8. Кажется, безопасно-нет опасно!

7

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места
для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-и классы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Темы
1

В том числе
Теория
Практика
1

1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
9

1
1
1
1
9

Всего
часов

Вводное занятие.
Дорога, ее элементы и правила поведения на
ней.
Пешеходные переходы.
Нерегулируемые перекрестки.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Регулировщик и его сигналы.
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Итоговое занятие.
ИТОГО:

0

Содержание.
1. Вводное занятие.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на
занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний
вид.
2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности,
подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, с
пожилыми людьми.
3. Пешеходные переходы.
Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним
движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный
переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.
4. Нерегулируемые перекрестки.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при
переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в
микрорайоне школы.
5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик
и его сигналы.
Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников движения. Опасные ситуации
при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и
действия участников движения.
6. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Правила пользования автобусом,
троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги
при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
7. Дорожные знаки и дорожная разметка.
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1, 2
классах. Дорожная разметка, ее назначение и виды.
8. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе

8

и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр
в микрорайоне школы и дома.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-ые классы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Темы
Вводное занятие.
Дорога, ее элементы и правила поведения на
ней.
Остановочный путь и скорость движения.
Пешеходные переходы.
Нерегулируемые перекрестки.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Регулировщик и его сигналы.
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Итоговое занятие.
ИТОГО:

1

В том числе
Теория
Практика
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1
9

1
1
1
9

Всего
часов

0

Содержание.
1. Вводное занятие.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на
занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний
вид.
2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Элементы дороги. Дисциплина на
дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие
пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Движение в жилых зонах.
3. Остановочный путь и скорость автомобиля. Скорость движения и торможение
автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов в
различное время суток.
4. Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним
движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный
переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.
5. Нерегулируемые перекрестки.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при
переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в
микрорайоне школы.
6. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик
и его сигналы.
Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные
ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории
светофора.
7. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Ситуации, связанные с пользованием
автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после
выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок).
8. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе
и за городом. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места,
разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

9

Учебно-тематический план
5-е классы
№
1
2
3
4
5
6
7

Темы
1
1
4

В том числе
Теория
Практика
1
1
4

1

1

1
1
9

1
1
9

Всего
часов

Вводное занятие. История развития колеса.
Дорога - зона повышенной опасности.
Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Государственные службы безопасности и
спасения.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Итоговое занятие.
ИТОГО:

0

Содержание.
1. Вводное занятие. История развития колеса.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на
занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний
вид. Эволюция колеса от деревянного до современного.
2. Дорога - зона повышенной опасности.
Что такое дорога. Элементы дороги. Наиболее опасные места на дороге. Опасности по
дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт,
поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. Из истории дорог.
3. Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Отличие ЧС от аварии, дорожно- транспортного
происшествия (ДТП). Поведение при столкновении автомобилей, при пожаре в
автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле. Падение автомобиля в воду,
попадание молнии в автомобиль.
-Виды наземного общественного транспорта. Метро и опасности при пользовании им (на
эскалаторе, на платформе в вагоне метро).
-Железнодорожный транспорт и опасности при пользовании им. Поведение при пожаре в
поезде.
-Водный транспорт. Средства спасения. Действия при пожаре, эвакуация. Нахождение в
море.
-Воздушный транспорт. Предварительные меры безопасности. Поведение во время
аварии, при пожаре в самолете. Из истории развития видов транспорта.
4. Государственные службы безопасности и спасения.
Государственная противопожарная служба Министерства по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям (МЧС). ГИБДД. Скорая медицинская помощь. Управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
5. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе
и за городом. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места,
разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.
Учебно-тематический план
6-е классы
№

Темы

Всего

В том числе

10

часов
1
2
3
4
5
6
7
8

Вводное занятие. Дорога и ее элементы.
Дорога - зона повышенной опасности.
Дисциплина на дороге - путь к дорожной
безопасности.
Опасность на дороге. Как ее избежать.
Труд водителя и поведение пешехода.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Итоговое занятие.
ИТОГО:

1
1

Теория
1
1

3

3

1
1
1
1
9

1
1
1
1
9

Практика

0

Содержание
1. Вводное занятие. Дорога и ее элементы.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на
занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Форма одежды и внешний
вид. Дорога, дорожные полосы, тротуар, перекрёсток.
2. Дорога - зона повышенной опасности.
Наиболее опасные места на дороге. Опасности по дороге в школу. Движение к
маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из
транспорта, движение после высадки. Из истории дорог.
3. Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности.
Город как транспортная система. Из истории развития транспортной системы СанктПетербурга. Мероприятия по организации дорожного движения. Регулирование дорожного
движения. Средства регулирования. Светофорное регулирование. Виды транспортных
светофоров. Пешеходные светофоры. Светофоры для велосипедистов. Сигналы
регулировщика. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожная разметка.
4. Опасность на дороге. Как ее избежать.
Виды ДТП. Факторы, влияющие на численность ДТП (дисциплина участников
дорожного движения, время суток, дни недели). Привычки как фактор ДТП. Предвидение
опасности. Навыки безопасного поведения на дороге.
5. Труд водителя и поведение пешехода.
Основы теории движения автомобиля. Параметры автомобиля, влияющие на его
безопасность. Условия работы водителя. Качества водителя, влияющие на безопасность
автомобиля. Культура поведения пешехода. Взаимоуважение участников движения основа безопасности на дороге. Из истории ДТП.
6. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе
и за городом. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места,
разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.
Учебно-тематический план
7-е классы
Темы

Всего
часов

№
1
2
3
4
5

Правила пользования транспортными
средствами.
Остановка и стоянка транспортных средств.
Интервал и дистанция. Скорость движения.
Полоса движения. Обгон.
Медицинская аптечка в автомобиле.

В том числе
Тео Практика
-рия

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

11

6
7
8
9

Правила снятия одежды у пострадавшего в
ДТП.
Первая медицинская помощь при ранениях,
травмах и несчастных случаях.
Проезд железнодорожных переездов. На
загородных дорогах.
Правила движения велосипедистов. Правила
перевозки пассажиров и груза на
велосипедах, мотоциклах и мотороллерах.
ИТОГО:

1

1

1

1

1

1

1

1

9

9

Содержание.
1. Правила пользования транспортными средствами.
Виды транспортных средств и их назначение.
Транспортные средства общего пользования. Правила пользования транспортными
средствами общего пользования.
Правила посадки и высадки пассажиров.
Правила поведения детей при перевозках на грузовых и легковых автомобилях.
Разрешается ли пассажирам по время движения отвлекать водителя маршрутного
транспортного средства от управления?
Разрешается ли стоять пассажирам общественного транспорта во время движения?
В каком случае разрешается посадка и высадка пассажиров со стороны проезжей
части?
2. Остановка и стоянка транспортных средств.
Понятие терминов «остановка» и «стоянка».
Где разрешается остановка и стоянка транспорта.
Как ставятся автомобили на проезжей части.
Где разрешена длительная стоянка.
В каких случаях остановка и стоянка транспорта запрещена.
3. Интервал и дистанция. Скорость движения.
Понятие терминов «интервал» и «дистанция».
Выбор водителем безопасной дистанции.
Управление автомобилем в условиях гололеда. Внезапное торможение.
Превышение скорости приводит к ДТП.
Примеры дорожно-транспортных происшествий.
4. Полоса движения. Обгон.
Понятие терминов «полоса движения», «обгон», «маневр».
Смена полосы движения.
Выезд на встречную полосу движения.
Не уверен – не обгоняй!
Выезд на встречную полосу движения может закончиться ДТП с тяжелыми
последствиями.
Примеры дорожно-транспортных происшествий.
5. Медицинская аптечка в автомобиле.
Для каких целей используется перманганат калия (марганцовка), находящийся в
медицинской аптечке в автомобиле?
Для каких целей предназначен йод, находящийся в аптечке автомобиля?
Какие лекарственные препараты являются обезболивающими?
Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака
(нашатырный спирт)?
Как оказать помощь пассажиру, если у него поднялась температура выше 39

12

градусов?
В каких случаях применяется уголь активированный, находящийся в автомобильной
аптечке?
Какое средство из автомобильной аптечки нужно применять при стрессовой
реакции?
Какие средства из автомобильной аптечки можно применять для уменьшения боль
при переломе?
Для чего нужна S-образная трубка в автомобильной аптечке?
Для чего нужен в автомобильной аптечке эластичный бинт?
6. Правила снятия одежды у пострадавшего в ДТП.
Как правильно снять с пострадавшего рубашку при ранении левой руки?
Как правильно надеть на пострадавшего рубашку, пиджак при ранении руки?
Что нужно сделать для свободного прохождения воздуха в легкие при проведении
реанимации?
Нужно ли снимать одежду с пострадавшего при переломе ноги для наложения
иммобилизирующей шины?
7. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях.
Повреждение внутренних органов и первая медицинская помощь при них.
Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок органов и первая медицинская
помощь при них.
Приемы иммобилизации конечностей при растяжениях, вывихах, переломах.
8. Проезд железнодорожных переездов. На загородных дорогах.
Правила проезда велосипедистами железнодорожных переездов.
Правила поведения пассажиров автомобиля, мотоцикла (мотороллера) во время
вынужденной остановки на железнодорожном переезде.
Где разрешается пешеходам пересекать железнодорожные пути?
Сельский
транспорт.
Тракторы
и
прицепы
к
ним.
Самоходные
сельскохозяйственные машины.
Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению
грузовых повозок и прогону животных.
Можно ли водить колонны детей по загородной дороге в темное время суток? Как
должна обозначаться колонна людей при движении по дороге в темное время суток?
Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по дороге с разделительной
полосой, если по обочине идти невозможно?
Как переходить дорогу вне населенного пункта?
Где должен идти мотоциклист вне населенного пункта, если он ведет мотоцикл
руками?
9. Правила движения велосипедистов. Правила перевозки пассажиров и груза
на велосипедах, мотоциклах и мотороллерах.
В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего
пользования?
На какой полосе можно проехать на велосипеде?
При какой ширине проезжей части велосипедист может повернуть налево, не слезая
с велосипеда?
Имеется ли право велосипедист ехать по проезжей части дороги, если рядом есть
велосипедная дорожка?
Разрешается ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?
Разрешается ли водителю мопеда езда по пешеходным дорожкам?
В каком возрасте разрешается езда на мопеде по дорогам общего пользования?
С какого возраста разрешается обучать вождению на мотоцикле?
Обязательное использование мотошлемов во время езды на мотоцикле
(мотороллере).

13

Правила поведения пассажиров при движении на одиночном мотоцикле
(мотороллере) и мотоцикле с коляской.
Запрещение перевозки пассажиров на грузовых мотороллерах.
Другие запрещения при перевозке пассажиров на мотоциклах и мотороллерах.
Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?
Разрешается ли водителю мотоцикла перевозить пассажира на заднем сиденье?
Разрешается ли перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера?
Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде?
Учебно-тематический план
8-е классы
№
1
2
3
4
5
6

7

8

9

Темы
История возникновения правил дорожного
движения.
Международный язык дорожных знаков.
Формы регулирования движения.
Дорожные знаки.
Обязанности пешеходов и велосипедистов и
их ответственность за нарушение ПДД.
Безопасность и организация дорожного
движения.
Проезд перекрестков, пешеходных переходов,
остановок общественного транспорта.
Оказание первой медицинской помощи при
переломах и кровотечениях. Оказание первой
медицинской
помощи
пострадавшим,
находящимся без сознания.
Оказание первой медицинской помощи при
вывихах. Оказание первой медицинской
помощи при ожогах.
Технические требования, предъявляемые к
велосипеду
с
подвесным
двигателем
(мопеду).
Дополнительные требования к движению
велосипедистов.
ИТОГО:

Всего
часов

В том числе
Тео-рия Практика

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

9

Содержание.
1. История возникновения правил дорожного движения.
Международный язык дорожных знаков.
Исторический очерк о возникновении правил движения в мире, России.
Правила движения едины на всей территории РФ.
Международный язык знаков. Исторический очерк.
Назначение дорожных знаков.
2. Формы регулирования движения.
Сигналы светофора и регулировщика
Сигналы 3-секционного светофора. Сигналы светофора с дополнительными
секциями. Односекционные светофоры.
Пешеходные светофоры.
Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение.

14

Правила перехода улиц, дорог на регулируемых перекрестках.
3. Дорожные знаки.
Группы дорожных знаков, название и их назначение.
Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие и предписывающие.
Знаки информационно-указательные, сервиса и дополнительной информации
(таблички). Их назначение.
4.Обязанности пешеходов и велосипедистов и
их ответственность за нарушение ПДД.
Обязанности пешеходов и велосипедистов – соблюдение правил дорожного
движения.
Привлечение к дисциплинарной и административной ответственности за нарушение
ПДД.
5. Безопасность и организация дорожного движения.
Понятие терминов «безопасность дорожного движения» и «организация дорожного
движения».
Водитель как оператор системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда».
Характеристика дорожного движения: транспортный и пешеходный потоки, уличнодорожная сеть.
ГИБДД: задачи и функции.
6.Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного
транспорта.
Понятие терминов «перекресток», «пешеходный переход».
Общие правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Приоритет
транспортных средств.
Проезд перекрестка равнозначных дорог по принципу «помеха справа».
Действие дорожных знаков «Главная дорога», «Уступи дорогу».
Правила проезда пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.
7.Оказание первой медицинской помощи при переломах и кровотечениях.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без
сознания.
Виды переломов: открытые и закрытые. Какие признаки открытого перелома?
Как оказать первую медицинскую помощь при открытом переломе?
Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени. Как
оказать первую помощь при переломе костей таза?
Виды кровотечения: артериальное, венозное, смешанное и капиллярное.
Какое кровотечение считается наиболее опасным?
По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?
Какие приемы первой медицинской помощи применяются при внутреннем
кровоизлиянии или подозрении на него?
На какой максимальный срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
Как уменьшить приток крови при кровотечении из раны на конечностях пострадавшего?
Что можно использовать в качестве кровоостанавливающего жгута при
артериальном кровотечении?
8. Оказание первой медицинской помощи при вывихах.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах.
Первая медицинская помощь при вывихе конечностей.
Каковы признаки вывиха в суставах?
В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном
происшествии с вывихом костей верхней конечности?
В каком положении эвакуируется пострадавший с вывихом нижней челюсти?

15

Как оказать помощь при ожогах 1 степени?
Какие признаки термического ожога 1 степени?
Какой степени тяжести ожог, если на обожженной поверхности появились пузыри,
наполненные прозрачной жидкостью?
Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными
растворами?
Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела
кислотой?
9. Технические требования, предъявляемые к велосипеду с подвесным двигателем
(мопеду). Дополнительные требования к движению велосипедистов.
С какого возраста можно управлять мотовелосипедом с рабочим объемом двигателя
менее 50 куб.см и максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/час?
Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Техническое
обслуживание, правила пользования.
Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и
мопедом.
С какого возраста можно управлять мотовелосипедом с рабочим объемом двигателя
менее 50 куб.см и максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/час?
Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Техническое
обслуживание, правила пользования.
Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и
мопедом.
Проверка технического состояния велосипеда с подвесным двигателем и мопеда перед
выездом.
Неисправности и их устранение. Правила проезда велосипедистами нерегулируемых
перекрестков.
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Правила перевозки пассажиров
и грузов.
Учебно-тематический план
9-11-е классы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Темы
Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их
виды.
Назначение дорожной разметки.
Перевозка учащихся на грузовых
автомобилях.
На железной дороге.
Опасные ситуации по вине пешеходов.
Предупредительные сигналы водителей.
Первая медицинская помощь при ДТП.
Правила пользования общественным
транспортом. Культура поведения.
Правила безопасного поведения при пожаре в
общественном транспорте.

ИТОГО:

Всего
часов

В том числе
Теория Практика

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

9

9

Содержание.
1. Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.
Понятие терминов «перекресток», «пешеходный переход», «тротуар».

16

Общие правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Приоритет
транспортных средств.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
2. Назначение дорожной разметки.
Дорожная разметка, ее назначение и виды.
Горизонтальная и вертикальная разметки.
3. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
Правила перевозки людей на грузовых автомобилях.
Правила посадки в грузовой автомобиль.
Оборудование грузового автомобиля для перевозки людей.
4. На железной дороге.
Правила безопасного поведения вблизи железной дороги.
Виды железнодорожных переездов.
Правила пересечения железнодорожного переезда со шлагбаумом и неохраняемого
переезда.
Правила перехода через пути на станциях и разъездах.
5. Опасные ситуации по вине пешеходов.
Понятие «дорожно-транспортное происшествие».
Причины ДТП. Незнание правил дорожного движения. Недисциплинированное поведение
на улицах и дорогах, внезапное появление на проезжей части и т.д.
6. Предупредительные сигналы водителей.
Световые сигналы.
Сигналы рукой.
Звуковые сигналы.
7. Первая медицинская помощь при ДТП.
Повреждение внутренних органов и первая медицинская помощь при них.
Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок органов и первая медицинская помощь при
них.
Приемы иммобилизации конечностей при растяжениях, вывихах, переломах.
8. Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения.
Правила для пассажиров автобуса и на остановке.
9. Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте.

17

Список литературы
1. Добровольская А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного
движения. I часть,- СПб., «Лики России», 2004.
2. Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности».-СПб.: Просвещение, 2002.
3. Михайлов Л.А., Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения.I
часть. - СПб., «Лики России», 2004.
4. Мультимедийная учебно-методическая программа «Азбука дорожной науки».
Производственное объединение ООО «Зарница». г. Москва 2014 год.
5. Правила дорожного движения РФ.
6. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебнометодическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.
7. Сосунова Е.М., Форштат M.J1. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. - СПб: ИД «МиМ».-1997.
8. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для 5 класса. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
9. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для 6 класса. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
10. Титов С.В., Шабаева Г.И. тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для
учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», 1995.
12. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге.
13. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения - СПб, 2001.
14. Школьный учебный кабинет по правилам дорожного движения. Информативный
уголок по безопасности дорожного движения / Центр безопасности «Автоград». СПб, 2000

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».