РП учебного курса Право 2025-2027

Приложение к образовательной программе
среднего общего образования МОУ «Гимназия № 11
Дзержинского района Волгограда» Приказ № 320/1 от 29.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 44024B0D8347CC78358C287946ADF9F0
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 16.04.2025 до 10.07.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Право»
для обучающихся 10-11 классов

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа учебного курса составлена к линии учебников А. Ф.
Никитина, Т. И. Никитиной, Т. Ф. Акчурина «Право» для средней школы (10—11 классы) и
рассчитана на углубленный уровень обучения.
Рабочая программа написана с учетом требований к результатам обучения, представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего
образования (раздел «Право»).
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность
его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации учащихся. Рабочая программа включает три раздела:
1)
целевой — пояснительная записка, в которой определяются цели изучения курса
«Права», дается общая характеристика учебного предмета, раскрываются особенности содержания
курса и последовательность изложения материала, место предмета в базисном учебном плане, а
также требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Право» (базовый
уровень): личностные, метапредметные и предметные;
2)
содержательный:
— содержание курса по классам с указанием тем и количества часов, отводимых на их
изучение;
— поурочное планирование курса с указанием параграфов и тем;
— поурочно-тематическое планирование по классам с определением характеристики
основных видов деятельности учащихся;
3)
организационный — учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПРАВО»
Право, как и государство, относят к категории тех ценностей, без которых существование
современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право
воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство
является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с по- мощью
права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов.
Поэтому в учебнике А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, Т. Ф. Акчурина право рассматривается в
неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами
политических режимов и т. д.
«Право» — учебный предмет, изучаемый в средней (полной) школе в 10—11 классах. Его
место и роль обусловлены тем огромным значением, которое имеет право в цивилизованном
обществе.
Изучение курса «Право» должно носить активный деятельностный характер.
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие
школьника, способного осознать свой гражданскоправовой статус, включающий конституционные
права, свободы и обязанности; уважающего закон и право- порядок, права других людей; готового
руководствоваться нормами права в своей повседневной деятельности.
Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой являются:
—
формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания
социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни;
— развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
— формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как
субъекте правоотношений;
—
выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе
неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а
также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение палитры способов познавательной,

коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
—
обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений
в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в
сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты:
1)
гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3)
готовность к служению Отечеству, его защите;
4)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8)
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 11)
основы
экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
—
самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута; — оценка
возможных
последствий
достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых
для достижения поставленной цели;
—
выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

—
организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели; —
сопоставление полученного результата деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
—
обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
—
критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и
фиксация противоречия в информационных источниках;
—
использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
—
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия; — индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
—
осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
—
способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.
д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
—
умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
—
возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты (базовый уровень):
—
классификация государства по их признакам, функциям и формам;
—

выявление элементов системы права и дифференциация источников права;

—

характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;

—

различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как

—

различение субъектов и объектов правоотношений;

—

дифференциация правоспособности и дееспособности;

—
оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, у
выводы;
—
оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности

—
характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, о
устройство
Российской Федерации;
—
осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение
прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;

— способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
— умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина
Российской Федерации;
— знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации;
различать функции Президента, Правительства и
Федерального Собрания Российской Федерации;
—
выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
—
описание законодательного процесса как целостного государственного механизма;
—
характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;
—
способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
—
умение характеризовать и классифицировать права человека;
—
объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту
прав человека;
—
характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного,
налогового права как ведущих отраслей
российского права;
—
умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
— способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав
потребителя;
—
возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права
собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности
гражданско-правового договора;
— умение
иллюстрировать
примерами
привлечение
к
гражданско-правовой
ответственности;
— характеристика прав и обязанностей членов семьи;
— способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих
правоотношений;
—
умение раскрывать содержание трудового договора;
—
разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
—
способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и
привлечение к дисциплинарной ответственности;
—
умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения к административной ответственности;
—
дифференциация видов административных наказаний;
—
дифференциация видов преступлений и наказания за них;
—
выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
—
способность различать права и обязанности налогоплательщика;
—
умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения;
—
способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство,
грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
—
умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права;
—
способность различать виды юридических профессий;
—
различение предмета и методов правового регулирования;
—
выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и

—
—
—
—
—
—
—

государства;
различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской
Федерации и в рамках других отраслей права;
выявление особенностей референдума;
различение основных принципов международного гуманитарного права;
характеристика основных категорий обязательственного права;
способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового
договора;
умение выявлять способы защиты гражданских прав;
определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;

—

различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры
правовыми способами;
—
способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
—
соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
—
применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием
нормативных актов.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА И ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение права в средней (полной) школе опирается на знание учащимися учебного
предмета «Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют
определенный багаж знаний по праву, поэтому цель данного курса — углубить и привести в
систему уже имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться в
огромном массиве социальной информации и научиться использовать ее на практике.
При изучении курса «Право» в средней (полной) школе необходимо использовать
межпредметные связи, что широко представлено в параграфах данного учебника и в отдельной
таблице программы курса. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по
обществознанию и истории, а также по литерату ре, географии, искусству и др.
Содержание предмета «Право» базируется на положениях правового компонента
интегрированного предмета «Обществознание» в основной школе и тесно связано с
политологическими разделами обществознания в основной и старшей школе.
Место предмета «Право» в учебном плане определяется разделом 18.3.1 ФГОС. В
соответствии с ним учебный предмет «Право» является предметом по выбору и входит в
обязательную предметную область «Общественные науки».
Курс изучается на базовом и углубленном уровнях. Представленный учебник А. Ф.
Никитина, Т. Н. Никитиной, Т. Ф. Акчурина «Право» содержит материал, необходимый для
изучения курса как на базовом, так и на углубленном уровне (параграфы, выделенные звездочкой).
Последовательность и объем материала в данной рабочей программе определены базовым
уровнем изучения предмета в 10—11 классах. Отбор содержания и логика изложения материала в
учебнике приближены к структуре классического курса «Право». Учебник включает четыре
главы.
Первая — «Теория государства и права» освещает основные вопросы теории государства и
права, историю возникновения и развития государства и права, основные вопросы теории
государства и права.
Вторая — «Конституционное право» рассматривает Конституцию РФ, ее роль и значение,
основы конституционного строя; законодательную, исполнительную и судебные ветви власти;
местное управление; права и свободы человека и гражданина, защиту прав человека;
избирательное право и избирательный процесс.
Третья — «Права человека» посвящена рассмотрению основных прав, свобод и
обязанностей человека и гражданина; ведь права человека — высшая ценность и неотъемлемое
условие развития правового государства.
Четвертая — «Основные отрасли российского права» знакомит учащихся с основами
гражданского, налогового, семейно го, трудового и административного права.

Содержание учебника логически и структурно делится на 2 класса. В 10 классе изучаются
первые три главы, где основны ми темами являются Конституция РФ, права человека и
гражданина. В 11 классе проходят материал четвертой главы: основные отрасли российского
права.
Широкое внедрение в учебный процесс проектной и исследовательской деятельности
влияет на развитие творческих способностей учащихся старших классов. Индивидуальная работа
осуществляется на основе поиска, отбора и анализа информации по теме, применения
современных компьютерных технологий.
Подготовка презентаций, рефератов, разработка проектов, участие в «круглых столах»,
дискуссиях дают школьникам воз можность не только углубить свои знания, но и проявить свои
способности, выразить свое «я», тем самым помогают осознан но подойти к выбору будущей
профессии.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется
обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках
предмета «Право» или нескольких изучаемых учебных курсов в любой избранной обла сти
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной и др.).
Результаты выполнения индивидуального проекта по праву должны отражать:
— сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
— способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
— сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных правовых знаний и способов действий при решении различных задач,
в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов (например,
истории, обществознания, литературы и др.);
— способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования
правильной юридической терминологии, аналитической и оценочной де ятельности.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в тече ние одного или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в
виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального и др.
Предусмотрена также коллективная деятельность на уроке — проведение дискуссий, где
каждый учащийся может от стаивать свою точку зрения, обосновывать и аргументировать
собственное мнение, приводить примеры из жизни, т. е. показывать свое умение применять на
практике полученные знания, используя всю имеющуюся информацию.
Полученные умения анализировать официальные документы, ориентироваться в правовом
поле, исследовать факты и явления действительности с точки зрения закона, оценивать свое
поведение и поведение других людей на соответствие правовым нормам, применять свои знания в
конкретных жизненных ситуациях — вот желаемые результаты изучения предмета «Право».
Кроме того, учебный предмет «Право» в средней (полной) школе нацелена на:
— развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и
самоопределению;
— формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы
значимых социальных и межлич ностных отношений, личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их
использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельного
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории;
— решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся;
—
повышение эффективности усвоения обучающимися знаний по праву и по
общественным наукам и учебных действий, формирование научного типа мышления,

компетентностей в общественных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
— создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы
по подготовке и защите индивидуальных проектов;
— формирование навыков участия в различных формах организации учебноисследовательской
и
проектной
деятельности;
возможность
получения
практикоориентированного результата;
— практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
— возможность практического использования приобретенных обучающимися
коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
— подготовку к осознанному выбору дальнейшего, послешкольного, профильного
образования и профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Теория государства и права
Признаки государства. Формы государства: формы правле ния, формы государственного
устройства, политический режим. Внутренние и внешние функции государства.
Законность и правопорядок. Признаки права. Функции права. Система права. Понятие,
структура и виды правовых норм. Предмет и метод правового регулирования. Право в
системе социального регулирования. Источники права. Нормативноправовой акт.
Реализация права и ее формы. Толкование права: понятие, виды и способы.
Правоотношения: понятие, структура. Юридические факты. Объекты правоотношений.
Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правомерное поведение.
Правонарушение: понятие и виды. Юридический состав правонарушения. Юридическая
ответственность: понятие, виды, основания. Правовые системы современности. Правовая
система России. Правовые семьи.
Конституционное право
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения,
принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Избирательное право. Принципы избирательного права в демократическом
государстве. Типы избирательных систем.
Избирательный процесс. Федеративное устройство. Система органов государственной
власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Законодательный процесс в РФ. Правительство Российской Федерации.
Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы
судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов
Российской Федерации. Система органов местного самоуправления.
Права человека
Правовой статус человека и гражданина. Гражданство в Российской Федерации.
Классификация прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные,
культурные. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения
прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международные договоры о
защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Основные принципы международного гуманитарного права.
Основные отрасли российского права

Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Субъекты
гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Источники
гражданского права. Гражданская право- и дееспособность. Деликтоспособность.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право
собственности. Интеллектуальная собственность. Обязательственное право. Понятие
обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора:
оферта и акцепт. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Права и обязанности
налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за
уклонение от уплаты налогов. Налогообложение физических и юридических лиц.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак. Условия вступления в брак.
Порядок регистрации брака. Процедура расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи.
Усыновление, опека (попечительство). Ответственность родителей по воспитанию детей.
Трудовое право.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Заработная плата. Охрана
труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних. Административное право. Источники
административного права. Административное правонарушение и административная
ответственность. Административные наказания. Уголовное право. источники уголовного
права. Уголовный кодекс и его структура. Действие уголовного закона. Признаки и виды
преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы уголовной
ответственности.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Обстоятельства, смягчающие и
отягчающие наказание. Виды наказаний в уголовном праве.
Основы российского судопроизводства
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства.
Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса. Уголовное
процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного
процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд
присяжных заседателей.

Календарно-тематическое планирование
Право 10 класс (1 час в неделю)
№п/
п
1

Тема урока

Введение

Кол Тип
-во урока
Предметные УУД
ч.
1 Вводны выявлять элементы системы
й
права и дифференцировать
источники права;

Планируемые результаты
Метапредметные УУД
находить и приводить
критические аргументы в
отношении действий и
суждений другого;

Личностные УУД
формировать в себе
законопослушное
поведение;

Теория государства и права (11 часов)
2

Государство, его
признаки и сущность.

1

Урок
усвоени
я новых
знаний

Формулировать понятие
«государство»;
Характеризовать основные
теоретические подходы к
пониманию сущности
государства;
Классифицировать
признаки
государства, выделяя основные
и дополнительные;

классифицировать
в уважать ценности
табличной форме основные и демократии; осознавать
дополнительные признаки
свои роль и место в
государства;
процессе построения
демократи- ческого
государства в России;

Дата
поведения

3

Форма государства

1

Комбин сравнивать и характеризовать
ированн формы
правления;
ый
классифицировать
формы
государственного
устройства; описывать и
сравнивать
политические режимы;

4

Функции государства
и государственный
механизм.

1

Комбин прослеживать развитие теории систематизировать
ированн государства с античных времен информацию в форме схемы
ый
до современности
по теме: «Внутренние и
внешние функции

систематизировать
информацию в форме схемы
по теме: «Формы правления»,
используя дополнительные
источники информации,
приводить примеры стран с
различными политическими
режимами;

учиться осознавать и
нести свою
ответственность за
будущее своей страны,
способствовать развитию
в России правового
государства и
гражданского общества
учиться находить
необходимую по теме
информацию, представленную в любом виде

государства»,
5

Верховенство
правового закона.
Законность и правопорядок.
Разделениевластей

1

Комбин определять взаимосвязь и
ированн взаимовлияние государства,
общества и права;
ый

«Право в системе социальных понимать роль права в
норм»; подготовить проект на жизни общества, значение
данную тему;
законодатель ства для
развития
всех
сфер
общества;

6

Понятие права.
Функции
права.
Система права.

1

Комбин характеризовать систему права; подготовить проект об
ированн классифицировать элементы
истории развития идеи
ый
строения права по вертикали;
правового государства,
давать им характеристику

учиться
исследовать
документы, составлять
планы, формулировать
собственные выводы

7

Право в системе
социального
регулирования.

1

Комбин определять понятие «право»,
ированн анализировать его основные
значения;
ый
перечислять признаки и
функции права;

систематизировать в таблице
информацию о функциях и
признаках права;

8

Источники права.
Действие
нормативноправовых
актов во времени, в
пространстве и по
кругу лиц.

1

Комбин
ированн классифицировать виды норм
ый
права;
Перечислять источники права;

иллюстрировать примерами
понимать связь норм
структуру норм российского права и норм морали;
права, ее элементы, а также
иметь представление о
неполные по структуре нормы; системе российского

Правоотношения:
понятие, структура.
Юридические факты.

1

Комбин
ированн формулировать определение
ый
«норма права»;
называть элементы структуры
нормы права;

приводить конкретные
примеры источников права в
России, Великобритании,
Франции и США;

понимать связь норм
права и норм морали;
иметь представление о
системе российского
права;

Правомерное
поведение.

1

Комбин
ированн

опираясь на свои
обществоведческие знания,

уважать законность,
поддерживать

ый

данные СМИ, обосновывать
собственное мнение в
дискуссии об отношении
общества и права;

правопорядок в обществе;

9

10

Правонарушение:
понятия и виды.

уважать
законность,
поддерживать
правопорядок
в
обществе;
уметь
применять свои знания
на
практике,
анализировать
конкретные жизненные
ситуации, делать выводы
и корректировать свое
поведение;

права;

11

Юридическая
ответственность:
понятие, виды,
основания.

1

Комбин характеризовать
ированн нормативноправовой акт как
ый
основу законодательства;

спокойно и разумно
относиться к критическим
замечаниям в отношении
собственного суждения;

осознание своего места
в поликультурном мире;

12

Правовые системы
современности.
Правовая система
России.

1

Комбин Характеризовать российскую
ированн систему права по отраслям;
ый

опираясь на свои
обществоведческие знания,
данные СМИ, обосновывать
собственное мнение в
дискуссии об отношении
общества и права;

уметь применять свои
знания на практике,
анализировать
конкретные жизненные
ситуации, делать выводы
и корректировать свое
поведение;

13

Конституция
Российской
Федерации: общая
характеристика.

1

14

Основы
конституционного
строя Российской
Федерации.

1

Конституционное право (11 часов)
Урок объяснять роль конституции как исследовать источники
понимать значение
конституционного права в РФ; Конституции РФ в
усвоени правового документа;
политической, экономичея новых характеризовать Конституцию используя дополнительную
знаний РФ как Основной закон страны; литературу и интернетресурсы, ской и общественной
жизни и развитии нашей
приводить примеры видов
анализировать содержание
конституций в разных странах страны; формировать
преамбулы Конституции РФ;
чувство
и способы их принятия;
выделять основные части
гражданственности;
Конституции РФ;
учиться быть гражданином своей страны;
Комбин характеризовать основы
ированн конституционного строя в
ый
Российской Федерации;
характеризовать
конституционную систему;
рассказывать, в каких

систематизировать
информацию о принципах
конституционного права в
схематичном виде; привлекая
свои
обществоведческие знания,

знать основы
конституционного строя
России, поддерживать его
в жизни; аргументировать
свою позицию по
основным положениям

исторических условиях
принималась
новая
Конституция РФ;

дополнительные источники
информации

Конституции РФ;

15 Контрольная работа за
I полугодие
16 Избирательное право.

1

уметь применять свои
знания на практике
использование различных
формулировать и
аргументировать
модельно-схематических
собственное мнение по
средств для представления
вопросам избирательного
существенных связей и
права;
отношений, а так- же
противоречий, выявленных в оценивать избирательную
информационных источни- активность ваших родных,
близких, знакомых;
ках;

1

Комбин характеристика избирательного
ированн процесса в Российской Федеый
рации

17 Избирательные
системы.
Избирательный
процесс.

1

Комбин характеристика избирательного организация эффективного рассказывать, как
ированн процесса в Российской Федепоиска ресурсов,
относятся к участию в
необходимых для достижения выборах в вашей семье;
ый
рации
поставленной цели;
аргументировать
собственную позицию о
необходимости участия
граждан в избирательном
процессе, в выборах как
высших, так и местных
органов власти;

18

Федеративное
устройство.

1

Комбин анализировать разграничение
ированн предметов ведения и
полномочия Российской
ый
Федерации и ее субъектов;

возможность распознавать
конфликтогенные ситуации и
пре- дотвращать конфликты
до их активной фазы,
выстраивать деловую и
образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

знать основы
законодательства,
определяющие статус,
роль и деятельность
органов власти как
центральных, так и местных; понимать структуру
государственной власти в
России;

19

Президент

1

Комбин характеризовать статус

критическая оценка и

иметь представление об

ированн Президента РФ по
Конституции; выделять
ый
основные функции
Президента РФ как главы
государства и гаранта
Конституции РФ;

интерпретация информации с
разных позиций, распознание
и фиксация противоречия в
информационных
источниках;

основных функциях
органов государственной
власти — Президента РФ,
парламента, Правительства
РФ, местного
самоуправления

Комбин характеризовать структуру
ированн российского парламента;
ый
выделять основные функции
парламента;
классифицировать и сравнивать
функции Совета Федерации и
Государственной Думы;

осуществление деловой
коммуникации (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для
деловой коммуникации
исходя из соображений
результативности
взаимодействия

иметь представление об
основных функциях
органов государственной
власти

Российской
Федерации.

20

Федеральное
Собрание. Совет
Федерации.
Государственная
Дума.

1

21

Законодательный
процесс в РФ.

1

22

Правительство
Российской
Федерации.

1

Комбин определять понятие
ированн «законотворчество»; объяснять,
ый
что означает законодательная
инициатива; характеризовать
законопроект;
классифицировать по видам
законопроекты;
определять законодательный
процесс;
систематизировать этапы
законодательного процесса;
Комбин определять положение
ированн Правительства РФ в системе
ый
государственных органов
России; перечислять состав
Правительства РФ; приводить
порядок формирования
Правительства РФ;
классифицировать функции
Правительства РФ;

умение развернуто, логично и учиться исследовать
точно излагать свою точку
документы;
зре- ния с использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств;

обобщенные способы
решения задач, в том числе
умение осу- ществлять
развернутый
информационный поиск и
ставить на его основе новые
(учебные и познавательные)
задачи;

иметь представление об
основных функциях
органов государственной
власти

выбор пути достижения цели, формировать навыки
умение планировать решение ведения диалога,
поставленных задач,
дискуссии, формулирооптимизируя материальные и вать свое мнение;
немате- риальные затраты;

23

Судебная власть в
Российской
Федерации.
Прокуратура.

1

Комбин объяснять, как осуществляется
ированн правосудие в России;
характеризовать источники, на
ый
основании положений которых
реализуется судебная власть в
России; классифицировать
суды Российской Федерации и
субъектов РФ; характеризовать
Конституционный Суд РФ и его
деятельность;

24

Система органов
местного
самоуправления.

1

25

Правовой статус
человека и
гражданина.
Гражданство в
Российской
Федерации.
Права, свободы и
обязанности человека

1

оценка ресурсов, в том числе уметь оценивать
Комбин объяснять, что такое местное
деятельность органов
времени и других
ированн самоуправление; определять
самоуправления в вашем
нематериальных ресурсов,
ый
роль местных органов власти
крае; оценивать
необходимых
для
достижения
в системе власти в РФ;
возможности и результаты
поставленной цели;
характеризовать
органы
участия граждан (вас
местного самоуправления и
лично, ваших
статус по отношению к
родственников и др.) в
органам
государственной
местном самоуправлении;
власти;
объяснять,
что
является
муниципальной
собственностью
Права человека
постановка и формулирование толерантное сознание и
Урок умение характеризовать и
собственных задач в
поведение в
усвоени классифицировать права
образовательной
деятельности
поликультурном мире,
я новых человека;
и жизненных
готовность и способность
знаний
вести диалог с другими
ситуациях;
людьми
Комбин объяснение основных идей
самостоятельное определение готовность и способность
ированн международных документов, цели, умение задавать
к образованию, в том

26

1

и гражданина.

ый

27

Гражданские
(личные) права.

1

28

Политические права.

1

29

Экономические,
социальные и культурные
права.

1

направленных на защиту прав параметры и критерии, по
человека;
которым можно определить,
что цель достигнута
Комбин характеристика гражданского, целенаправленный поиск
семейного, трудового,
возможностей для широкого
ированн
административного,
переноса средств и способов
ый
уголовного, налогового права действия;
как ведущих отраслей
российского права

числе самообразованию,
на протяжении всей
жизни;
гражданская позиция как
активного и
ответственного члена
российского общества,
осознающего свои
конституционные права и
обязанности
использование различных
Комбин умение характеризовать
гражданская позиция как
модельно-схематических
ированн субъектов гражданских
активного и
средств для представления ответственного члена
ый
правоотношений, различать
существенных связей и
российского общества,
организационно-правовые
отношений,
а
также
осознающего свои
формы пред- принимательской
противоречий,
выявленных
в
конституционные права и
деятельности;
информационных
обязанности
источниках;
Комбин умение характеризовать и
ированн классифицировать права
человека;
ый

умение развернуто, логично
и точно излагать свою точку
зрения с использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств;

гражданская позиция как
активного и
ответственного члена
российского общества,
осознающего свои
конституционные права и
обязанности

30

Право на благоприятную
окружающую среду.

1

Комбин умение характеризовать и
ированн классифицировать права
человека;
ый

постановка и
формулирование
собственных задач в
образовательной
деятельности и жизненных
ситуациях;

основы экологического
мышления, осознание
влияния
социальноэкономических
процессов на состояние
природной среды;
приобретение опыта
экологонаправленной
деятельности;

31

Права ребёнка.

1

Комбин характеристика прав и

самостоятельное
определение
цели, умение задавать
параметры и критерии, по
которым можно определить,
что цель достигнута

сознательное отношение к

ированн обязанностей членов семьи;
разъяснение на примерах
ый
особенности положения
несовершеннолетних в
трудовых отношениях;

32

Нарушение прав человека.

1

Комбин возможность иллюстрировать критическое
ированн примерами особенности
аргументирование в
реализации права
ый
отношении действий и
собственности, различать виды суждений другого
гражданско-правовых сделок и
раскрывать особенности
гражданско-правового
договора;

непрерывному
образованию как условию
успешной
профессиональной и
общественной
деятельности;
мировоззрение,
соответствующее
современному уровню
развития науки и

33

Защита прав человека в
мирное время.

1

34

Итоговая контрольная работа

1

35 Повторительнообобщающий 1

урок

Комбин умение устанавливать
ированн взаимосвязь между правами и
обязанностями гражданина
ый
Российской Федерации;

Урок
обобща
ющего
повторе
ния

Оценивать собственный
возможный вклад в
становление и развитие
правопорядка и законности в
Российской
Федерации;

использование различных
модельно-схематических
средств для представления
существенных связей и
отношений, а также
противоречий, выявленных в
информационных
источниках;

находить и приводить
критические аргументы в
отношении действий и
суждений другого;

мировоззрение,
соответствующее
современному уровню
развития науки и

мировоззрение,
соответствующее
современному уровню
развития науки и
мировоззрение,
соответствующее
современному уровню
развития науки и
общественной практики

Календарно-тематическое планирование
Право 11 класс
№п/
п

Тема урока

Колво Тип
ч.
урока

Планируемые результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Основные отрасли российского права (ч) Гражданское право (10
ч)

Дата
поведения

1

Понятие и источники
гражданскго права

1

Урок
усвоения
новых
знаний

2

Гражданская
правоспособность и
дееспособность.
Гражданские права
несовершенно- летних

1

Комбини
рованны
й

3

Предпринимательство.
Юридические лица и их
формы

1

Комбини
рованны
й

4

Право собственности

1

Комбини
рованны
й

объяснять, какие отношения
регулирует гражданское право;
называть источники гражданского
права; характеризовать
особенности ГК РФ; объяснять
причины принятия ГК РФ;
характеризовать имущественные и
неимущественные отношения,
регулируемые гражданским
правом;
называть основных участников
гражданско-правовых отношений;
объяснять понятие «физическое
лицо»;
характеризовать юридические
лица;
классифицировать признаки
юридического лица; перечислять
виды юридических лиц;
раскрывать понятия гражданской
правоспособности и
дееспособности; рассматривать
особенности дееспособности
несовершеннолетних;
объяснять, что такое эмансипация;
рассказывать о
деликтоспособности граждан;
формулировать понятие
«предпринимательская

анализировать источники
гражданского права, делать
собственные выводы; составить
план содержания Гражданского
кодекса РФ;
проанализировать свой день на
предмет связанных с
гражданско-правовыми
отношениями;
составить схему видов
имущественных отношений;
приводить примеры
имущественных отношений,
регулируемых гражданским
правом; систематизировать в
таблице информацию об
участниках гражданскоправовых отношений;
анализировать конкретную
ситуацию, в которой
участниками
гражданскоправовых отношений
выступают физические и (или)
юридические лица;
составить схему признаков
юридических лиц;
систематизировать в таблице
виды юридических лиц;
приводить примеры
предпринимательской
деятельности;

воспитывать уважение к
праву как к основе
экономической жизни
страны;
формировать интерес к
дальнейшему изучению
правоведения.
учиться защищать свои
гражданские права
правовыми средствами;
работать с правовой
информацией,
нормативноправовыми
актами, учиться исследовать,
анализировать, делать
выводы, давать оценку
событиям и процессам с
точки зрения соответствия
российскому и
международному праву;
иметь представление об
обязательственном праве и
видах договоров, чтобы
использовать свои знания в
дальнейшем на практи- ке;
понимать, что российское
законодательство
обеспечивает защиту жизни,
здоровья, чести и
достоинства личности,
собственности

5

Обязательственное
право. Сделки.
Договоры

1

6

Защита материальных и
нематериальных прав.
Причинение и
возмещение вреда.

1

7

Финансовое и налоговое
права. Налоговые
органы. Аудит.

1

деятельность»;
характеризовать и сравнивать
хозяйственные товарищества и
общества;
объяснять, какое предприятие
признается производственным
кооперативом;
Комбини характеризовать унитарное
рованны предприятие, его особенности;
й
классифицировать
организационно-правовые формы
Комбини предприятий;
рованны
й

систематизировать в таблице
информацию об организационноправовых формах предприятий и
их особенностях;
систематизировать в таблице
информацию об основаниях
приобретения и прекращения
права;
иллюстрировать конкретными
примерами заключение
договоров имущественного
страхования (можно на примере
вашей семьи);

Тема 2. Финансовое и налоговое право
формулировать определение
Урок
анализировать результаты
собственной исследовательской
усвоения понятий «налоговое право»,
деятельности по изучению
«налоги»;
новых
источников налогового права;
знаний называть основные источники
принимать активное участие в
налогового права;
классифицировать обязанности и дискуссиях по темам о местных
налогах или об ответственности
права налогоплательщика;
за уклонение от уплаты налогов;
определять субъекты и объекты
учиться отстаивать и
налоговых отношений;
аргументировать собственное

(материальной и
интеллектуальной), чтобы
уметь пользоваться своими
гарантированными правами
и уметь защищать их всеми
законными способами;
повышать свою правовую
культуру в области
гражданского права;
знать свои права как
потребителя, научиться ими
пользоваться в обыденной
жизни и защищать их
правовыми средствами;

воспитывать в себе чувство
ответственности перед
Родиной; формировать
свою
гражданскую позицию как
активного и ответственного
члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и

8

9

Виды налогов.
Ответственность за
уклонение от уплаты
налогов.

Налогообложение
физических и
юридических лиц

1

1

мнение;
Комбини перечислять налоговые органы;
рованны характеризовать аудит;
сотрудничать со сверстниками в
й
классифицировать налоги по
процессе коллективной
видам, давать им характеристику; деятельности;
объяснять, что такое юридические подготовить проект или реферат
и физические лица;
на тему «Акцизы — “за” и
характеризовать налоги, взимаемые “против”»; использовать для
с юридических лиц;
самостоятельной работы
классифицировать налоги с
дополнительные источники
физических лиц;
информации, в том числе
характеризовать налог на доходы интернет-ресурсы;
физических лиц;
классифицировать виды доходов,
подлежащих и не подлежащих
налогообложению по российскому
законодательству;
определять налоговые льготы;
Комбини характеризовать ставки
рованны налогообложения; объяснять,
что такое налоговая декларация;
й
классифицировать и
характеризовать виды правовой
ответственности за неуплату
налогов

обязанности, в том числе
платить налоги;
приобретать знания
правовых основ в области
налогового права для
дальнейшего их
использования на практике;
понимать значение и
важность налогов для
формирования госбюджета,
укрепления
обороноспособности страны,
развития науки и

систематизировать информацию образования, реализации
о налогах в табличной форме:
социальных программ;
«Виды налогов», «Виды
обосновывать собственное
правовой ответственности за
мнение, почему уплата
налогов относится к
неуплату налогов»;
приводить конкретные примеры конституционным
обязанностям граждан;
прямых и косвенных налогов;
пользоваться
иллюстрировать конкретными
примерами налоги федеральные, дополнительными
субъектов РФ и местные;
источниками информации, в
анализировать конкретную
том числе
ситуацию уплаты налога на
интернетресурсами, в
доходы физических лиц;
области налогового права,
разбирать, доходы от каких
повышать свою правовую
источников и как будут
культуру.
облагаться налогом;
рассматривать на примере членов
своей семьи налогообложение и
налоговые льготы;
составить налоговую
декларацию;

Тема 3. Семейное право (4 часа)

10

Понятие и источники
семейного права.

1

11

Брак, условия его
заключения и
расторжения

1

12

Права и обязанности
супругов.

1

овладевать навыками
формулировать определения
исследовательской деятельности
понятий: «семья», «семейное
по изучению и анализу
право», «семейные
источников семейного права;
правоотношения»; называть
подготовить проект или реферат
основные источники семейного
на тему «Как защитить права и
законодательства; определять
интересы ребенка»; принимать
понятие «брак»;
активное участие в дискуссии по
классифицировать обязательные
теме «Развод и дети», учиться
условия заключения брака;
отстаивать и аргументировать
описывать порядок регистрации
собственное мнение, ясно,
Комбини брака;
логично и точно излагать свою
рованны характеризовать права и
точку зрения;
й
обязанности супругов; приводить
показывать на конкретных
причины и порядок расторжения
примерах из жизни, что
брака; характеризовать права и
регулируют нормы семейного
обязанности родителей;
права;

воспитывать в себе
уважение к семье; получить
представление об основах
семейного права; учиться
отстаивать нарушенные
права ребенка в семье;
воспитывать в себе качества,
необходимые для того,
чтобы стать хорошими
родителями;
воспитывать уважение к
старшему поколению в
семье и не забывать
заботиться о престарелых
родителях; знать, какие
права в

Комбини рассматривать лишение
рованны родительских прав, алименты;
анализировать права ребенка;
й
объяснять, как осуществляется
защита прав и интересов детей,
оставшихся без родителей;
характеризовать усыновление
(удочерение), опеку,
попечительство

соответствии с Семейным
кодексом РФ имеют дети в
семье, анализировать это на
примере своей семьи;
обосновывать собственное
мнение, почему государство
считает важным делом
защиту прав и интересов
детей, оставшихся без родителей; рассказывать, в
каких формах это
происходит;

Урок
усвоения
новых
знаний

обосновывать собственное
мнение, почему закон требует,
чтобы были соблюдены
обязательные условия и порядок
заключения брака;
приводить конкретные примеры
прав и обязанностей супругов
(можно на примере своей семьи);
составлять образец брачного
договора;
иллюстрировать на конкретных
примерах из жизни причины

13

14

Права и обязанности
родителей и детей.
Усыновление, опека
(попечительство)

1

Контрольная работа за I
полугодие

1

15

Понятие и источники
трудового права.

1

16

Коллективный договор.
Трудовой договор.

1

Комбини
рованны
й

расторжения брака;
анализировать, какие права в
соответствии с Семейным
кодексом РФ вы имеете в своей
семье;
систематизировать в табличном
виде информацию о правах
родителей и детей по семейному
законодательству.

Тема 4. Трудовое право
Урок
анализировать статьи Трудового
определять понятия: «трудовое
усвоения право», «трудовые правоотноше
кодекса РФ, делать собственные
новых
ния»;
выводы;
знаний
называть источники трудового
приводить
конкретные
примеры
нарушения
законодательства;
работодателем
прав
работника;
сравнивать содержание понятия
«труд» в экономике и праве; иллюстрировать примерами из
перечислять участников трудовых жизни
несоблюдение или невыполнение
правоотношений;
работником своих обязанностей;
характеризовать коллективный
классифицировать
в
Комбини договор;
схематичном виде меры
рованны анализировать статьи трудового
поощрения и взы скания,
договора, условия его заключения
й
применяемые к работнику;
и основания прекращения;
формулировать определения
понятий «рабочее время» и
«время
отдыха»;
классифицировать виды рабочего

используя
дополнительную
литературу и интернет-ресурсы,
составить трудовой договор;
систематизировать в табличной
форме информацию об условиях

развивать способность к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
учиться работать с
различными источни- ками
(в том числе
интернетресурсами),
правовой и социальной
информации по семейному
праву, анализировать ее и
делать собственные выводы.

воспитывать в себе
уважение к своему и
чужому труду, к людям
разных профессий;
формировать у себя
ответственное отношение к
труду, соблюде- нию
трудовой дисциплины;
понимать направления
государственной политики в
области тру- да, защиты
прав работающих; освоить
основы трудового

права, чтобы стать
юридически грамот- ным
участником трудовых
правоотношений; знать
обязанности и

17

Рабочее время и время
отдыха

1

18

Оплата труда. Охрана
труда

1

19

Трудовые споры.
Ответственность
трудовому праву

1

20

Понятие и источники
административного
права.

по

1

Комбини времени;
заключения трудового договора
рованны характеризовать заработную плату и основаниях его прекращения;
й
анализировать
конкретную
и ее системы;
ситуацию
нарушения
анализировать мероприятия по
охране труда и социальной защите материальной ответственности и
порядка возмещения ущерба (как
граждан;
работником,
так
и
объяснять, почему возникают
подготовить
трудовые споры, рассматривать их работодателем);
ролевую
игру
на
тему
трудового
Комбини виды и пути разрешения;
дисциплину спора;
рованны характеризовать
труда, классифицировать меры разработать собственный план
й
поощрения и дисциплинарные мер по разрешению трудового
конфликта;
взыскания;
использовать дополнительные
анализировать виды
источники информации, в том
материальной ответственности и
числе интернет-ресурсы,
порядок возмещения ущерба (как
подготовить реферат или проект
работником,
так
и
о системах заработной платы;
Комбини
работодателем)
рассмотреть характеристики
рованны
систем заработной платы и
й
сравнить их; формулировать и
отстаивать свое мнение.
Тема 5. Административное право (3 часа)
Урок
формулировать определение
Анализировать статьи КоАП
усвоения понятия «административное
РФ;
новых
право»;
объяснять,
что иллюстрировать примерами из
знаний регулируют
нормы жизни, кинофильмов
административного права, какие административные
правоотношения
относятся
к правонарушения;
административным;
называть проанализировать на примере
основные
источники конкретной ситуации признаки
административного
права; правонарушения;
характеризовать
систематизировать в табличной
административное
форме информацию о видах
правонарушение;

ответственность работника
и работодателя по
трудовому праву;
научиться защищать свои
трудовые права; иметь
представление о льготах
для несовершеннолетних;
воспитывать в себе умение
работать в коллективе;
использовать,
анализировать и
систематизировать
информацию из любых
источников, касающуюся
вопросов трудового права,
для применения на
практике;
формулировать собственное
мнение, зачем вам
необходимо знать основы
трудового права.

учиться соблюдать и
поддерживать правопорядок
в обществе; формировать в
себе уважение к
правопорядку и
собственное правомерное
поведение; усвоить основы
административного права;
иметь представление об
административных

классифицировать

21

Административное
правонарушение.

1

22

Административные
наказания

1

виды административных
правонарушений;
анализировать признаки
административного
Комбини правонарушения;
рованны характеризовать административное
й
наказание;
классифицировать
виды
административных
наказаний,
выделять
основные
и
дополнительные;
перечислять
государственные
органы
и
должностные лица, кото- рым
подведомственны
дела
об
административных
правонарушениях

пра-

вонарушений и наказаний за
них;
формулировать
собственное
определение
понятия
«административная
ответственность», с какого
возраста
она
назначается;
исследовать
статистический
материал
о
совершении
административных
правонарушений
в
нашей
стране за последние годы, ис
пользовать данные СМИ и
Интернета;

Комбини
рованны
й
Тема 6. Уголовное право (7 часов)

правонарушениях и
наказаниях за них; учиться
использовать свои знания
на практике, самому не
нарушать правила
безопасного поведения, не
совершать
административные
правонарушения,
угрожающие жизни и
здоровью людей; уметь
находить информацию о
нормах административного
права, следить за их
изменениями
(например, ПДД);
обосновывать собственное
мнение о необходимости
знания и ненарушения
каждым норм
административного права.

23

Понятие и источники
уголовного права.

1

24

Понятие, признаки и
состав преступления

1

25

Виды преступлений.

1

26

Уголовная
ответственность и
наказание. Наказание

Урок
усвоения
новых
знаний

формулировать определения
понятий «амнистия» и
«помилование»;
объяснять, кого уголовный закон
считает
несовершеннолетним,
что
означает
вовлечение
несовершеннолетних
в
преступную деятельность;
классифицировать
виды
наказаний
для
несовершеннолетних,
характеризовать принудительные
меры
воспитательного
воздействия
характеризовать
уголовное право, его принципы;
называть основной источник
Комбини уголовного права, его задачи;
рованны формулировать определение
й
понятия «преступление»;

1

анализировать статьи УК РФ,
делать собственные выводы;
систематизировать информацию
о признаках преступления в виде
схемы;
исследовать конкретную
ситуацию совершения
преступления с точки зрения
признаков и состава
преступления;
обобщить и систематизировать
информацию в таблице «Виды
преступлений и их
характеристика»;
приводить конкретные примеры
преступлений против личности;
иллюстрировать примерами
преступления в экономике,

перечислять признаки
преступления; характеризовать
состав преступления;
классифицировать преступления
по характеру и степени
опасности; определять уголовную
ответственность; сравнивать
Комбини
уголовную ответственность с
рованны
другими видами юридической
й
ответственности; формулировать
определение понятия «уголовное
наказание»; классифицировать по

используя последние данные и
информацию в СМИ;
использовать статьи УК РФ и
составить схему категорий
преступлений в зависимости от
характера и степени опасности;
обосновывать собственное
мнение по вопросам уголовного
права
иллюстрировать конкретными
примерами такие виды
уголовных наказаний, как

воспитывать в себе
ответственность за свои
поступки, учиться
предвидеть их последствия;
учиться оценивать и
корректировать свое
поведение; формировать в
себе уважение к закону,
справедливости, способствовать поддержанию
правопорядка в стране;
иметь представление об
уголовном праве,
преступлениях и наказаниях
за их совершение;
использовать полученные
правовые знания на

практике; работать с
правовой информацией,
представленной в любом
виде, по уголовному праву,
учиться анализировать ее и
делать собственные
выводы; формировать и
обосновывать собственное
мнение по проблемам
уголовного права,
отстаивать и
аргументировать свою

27

Обстоятельства,
исключающие
преступность деяния.

1

28

Обстоятельства,
смягчающие и
отягощающие Наказание

1

29

Уголовная ответственность
несовершенолетних

1

Комбини
рованны
й

30

Гражданское
процессуальное право
(гражданский процесс).

1

Урок
усвоения
новых
знаний

Комбини видам уголовные наказания;
рованны объяснять, какие цели преследует
вынесение уголовного наказания;
й
приводить обстоятельства,
смягчающие и отягчающие
Комбини наказание;
рованны объяснять, что такое назначение
наказания
й

штраф, ограничение свободы,
лишение свободы на
определенный срок, арест;
исследовать конкретную
ситуацию совершения особо
тяжкого преступления, за
которое назначается
пожизненное заключение;
аргументировать собственную
позицию по вопросу
моратория на смертную казнь,
нужно ли вернуть эту меру

позицию в дискуссиях
(например, «Преступность
в современной России»,
«Преступность в сфере
компьютерных
технологий»).

Тема 7. Основы судопроизводства
формулировать определение
анализировать отдельные статьи
понятия «гражданское
ГПК РФ и УПК РФ;
процессуальное право»;
систематизировать в
называть основной источник
схематичном виде этапы
гражданского процессуального
судебного разбирательства;
права;
исследовать конкретные
перечислять и характеризовать
ситуации гражданско-правовых
этапы судебного разбирательства; споров;
объяснять, что такое гражданский используя дополнительную
иск;
литературу и интернет-ресурсы,
характеризовать
подготовить проект или реферат
уголовнопроцессуальное право, по проблемам гражданского
уголовное судо- производство;
процессуального права;
систематизировать в таблице
систематизировать в таблице

понимать значение и роль
суда, мировых судей и
суда присяжных; иметь
представление о
процессуальном праве,
гражданском и уголовном
процессах;
знать этапы судебного
разбирательства, стадии
уголовного процесса;
использовать свои правовые
знания на практике,
например учиться
правильно себя вести в

информацию о стадиях
уголовного процесса, давать их
характеристику;
классифицировать стадии
уголовного судопроизводства;
характеризовать участников

гражданско-правовых
спорах;
находить необходимую
информацию по
процессуальному праву в
любых источниках,

информацию о стадиях
уголовного процесса, давать их
характеристику;
иллюстрировать конкретными
примерами из жизни,
кинофильмов уголовное

31

Особенности уголовного
судопроизводства
(уголовный процесс)

1

32

Международное
(публичное право)

33

Итоговая контрольная
1
работа
Повторительнообобщающий
урок
1

34

1

Комбини уголовного процесса, их функции;
рованны описывать демократические
принципы судопроизводства в
й
России;
формулировать определение
понятия «приговор»;
характеризовать роль и значение
суда присяжных; рассматривать
деятельность мировых судей

судебное разбирательство;
сравнивать на примерах
прохождение гражданского и
уголовного процессов, выявлять
их отличия;
классифицировать в табличной
форме информацию об
участниках уголовного процесса
и их функциях;
участвовать в дискуссии по
вопросам
уголовнопроцессуального права,
обосновывая свое мнение.

Тема 8. Международное право (1 час)
Комбини применять обществоведческие
ориентироваться в учебнике,
рованны знания для осмысления и оценки словаре; осуществлять поиск
й
событий и процессов, решения
информации, необходимой для
проблем реальной жизни.
выполнения заданий;

Урок
контроля
Урок
обобщаю
щего
повторен
ия

осуществлять поиск
информации, необходимой для
выполнения заданий;

исследовать и делать
выводы; формулировать,
обосновывать и
аргументировать свое
мнение в дискуссиях по
теме, например о
соблюдении
демократических
принципов в суде или
почему правовое
положение судей в России
строго оговорено в
законодательстве РФ.
формировать осознание
ценности прав и свобод
человека и необходимости
их защиты; представление о
механизмах защиты прав
человека.

находить необходимую
информацию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».