РП учебного курса Экономика 10-11 классы 2025-2027 учебные года


Приложение к образовательной программе
среднего общего образования МОУ «Гимназия № 11
Дзержинского района Волгограда» Приказ № 320/1 от 29.08.2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 44024B0D8347CC78358C287946ADF9F0
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 16.04.2025 до 10.07.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Экономика»
для обучающихся 10-11 классов

Волгоград 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Экономика» на уровне среднего общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного курса «Экономика»
(2018 г.), а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по
праву на уровне среднего общего образования реализует принцип преемственности примерных
рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИКА»
Учебный курс «Экономика» играет ведущую роль в выполнении системой образования
функции интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает условия для формирования
российской гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального российского
народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и
творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИКА»
Целями обществоведческого образования в средней школе являются:
•воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на
идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к
традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
•развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций
и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему
самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
•развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
•развитие
интереса
обучающихсяк
освоению
социальных и
гуманитарных дисциплин;
•освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины
общества, адекватной современному уровню научных знаний и позволяющей реализовать
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной
программы, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования;
•овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать
социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для
самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских задач, а также в проектной
деятельности;
•совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание
социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и
общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений,
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии
коррупции, в семейнобытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций,
социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.

С учетом преемственности с уровнем основного общего образования учебный курс
«Экономика» раскрывает теоретические знания, факты социальной жизни; ценности и нормы,
регулирующие общественные отношения; социальные роли человека, его права, свободы и
обязанности как члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности современного
российского общества в единстве социальных сфер и институтов и роли России в динамично
изменяющемся мире; различные аспекты межличностного и других видов социального
взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в соответствии со
следующими ориентирами, отражающими специфику учебного предмета на уровне среднего
общего образования:
•определение учебного содержания научной и практической значимостью включаемых в
него положений и педагогическими целями учебного предмета с учетом познавательных
возможностей учащихся старшего подросткового возраста;
•представление в содержании учебного предмета основных сфер жизни общества, типичных
видов человеческой деятельности в информационном обществе, условий экономического развития
на современном этапе, особенностей финансового поведения, перспектив и прогнозов
общественного развития, путей решения актуальных социальных проблем;
•обеспечение развития ключевых навыков, формируемых деятельностным компонентом
социально-гуманитарного образования (выявление проблем, принятие решений, работа с
информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности и при выборе профессии;
•включение в содержание предмета полноценного материала о современном российском
обществе, об основах конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях
развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
•расширение возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующей креативное
мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Экономика» на базовом уровне среднего общего
образования от содержания предшествующего уровня заключается в:
•изучении нового теоретического содержания;
•рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и
разнообразных связях и отношениях;
•освоении обучающимися базовых методов социального познания;
•большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные познавательные
интересы обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии;
•расширении и совершенствовании познавательных, исследовательских, проектных умений,
которые осваивают обучающиеся, и возможностей их применения при выполнении социальных
ролей, типичных для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом курс «Экономика» изучается в 10 и 11 классах. Общее
количество учебного времени на два года обучения составляет 68 часов в год.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИКА» 10 класс
Раздел I. Введение.
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов и
ограниченность доходов. Проблема выбора. Экономические блага. Ресурсы и факторы
производства. Природные ресурсы, капитал и труд. Факторы производства и создаваемые
ими доходы. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных
возможностей. Фундаментальные проблемы экономики: что производить, как
производить, для кого производить? Определение предмета экономической науки.
Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.
Метод экономической науки. Экономическая модель. Экономические переменные. Потоки
и запасы. Размерность экономических величин. Номинальные и реальные показатели.
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика
Два способа решения фундаментальных проблем экономики. Административно-плановая
и рыночная системы. Основные черты административно-плановой системы.
Государственная собственность на ресурсы. Централизованное распределение трудовых
ресурсов. Планирование экономики. Несостоятельность планового управления
экономикой.
Основные черты рыночной системы. Рынок и его функции. Частная собственность и
конкуренция. «Невидимая рука рынка». Виды рынков. Субъекты рыночной экономики.
Домашние хозяйства, фирмы, государство. Кругооборот доходов. Ограниченность
возможностей рынка и смешанная экономика. Частные и общественные блага. Роль
государства в рыночной экономике. Смешанная экономика. Пределы вмешательства
государства в экономику.
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса.
Обоснование закона спроса. Ценовой барьер. Эффект дохода. Эффект замещения.
Убывание предельной полезности товара. Эффект Гиффена. Другие факторы, влияющие
на спрос. Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения. Кривая
предложения, закон предложения.
Факторы, влияющие на предложение. Рыночное равновесие. Понятие совершенной
конкуренции. Точка пересечения кривых спроса и предложения. Равновесная цена.
Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Воздействие внешних сил на
рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Государственное регулирование цен и
рыночное равновесие Раздел II. Микроэкономика.
Тема 4. Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная
Эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.
Коэффициент эластичности. Факторы, Влияющие на ценовую эластичность спроса.
Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая
эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность

предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Практическое
значение теории эластичности.
Тема 5. Поведение потребителя
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
Измерение полезности, количественный подход. Правило максимизации полезности.
Оптимальный выбор потребителя. Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский)
подход к определению полезности. Кривая безраличия и карта безраличия. Предельная
норма замещения. Типы кривых безразличия. Бюджетное ограничение и бюджетная линия.
Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии.
Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.
Тема 6. Фирма. Производство и издержки.
Фирма как коммерческая организация. Юридическое лицо. Организационно-правовые
формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества.
Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Продукт фирмы. Общий продукт
фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон
убывающей эффективности труда. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические
издержки и прибыль. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные
и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Проблема
оптимального размера фирмы. Положительный, отрицательный и неизменный эффект
масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества
крупных фирм и мелкий бизнес.
Тема 7. Предпринимательство.
Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли
как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства.
Предпринимательский риск. Организационно-правовые формы предпринимательства.
Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное
общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный
кооператив
(артель).
Унитарное
предприятие.
Объединения
предприятий.
Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги.
Предпринимательские сети. Менеджмент и его функции. Основные требования к личности
менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи.
Организационные структуры управления предприятием. Планирование, мотивация и
контроль как функции менеджмента. Маркетинг и его основные элементы. Две функции
маркетинга: изучение, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства
на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка.
Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта продукции.
Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов.
Особенности рынков факторов производства.
Рынки услуг факторов производства. Производный спрос. Рынок труда и заработная
плата. Основные черты рынка труда. Кривая спроса на труд. Кривая предложения труда.
Дифференциация ставок заработной платы. Государственное регулирование размеров
минимальной оплаты труда. Рынок услуг земли и земельная рента. Экономическая рента,
чистая экономическая рента и земельная рента. Капитал и процент. Реальный и денежный

капитал. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Процент и процентная
ставка. Номинальная и реальная ставка процента. Границы целесообразности инвестиций.
Дисконтирование, текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования.
Тема 9. Конкуренция и рыночные структуры
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция,
олигополия и монополия. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний
и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой.
Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы. Монополия.
Кривая спроса монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный
объем выпуска продукции монополиста. Ценовая дискриминация. Антимонопольная
политика государства. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное
поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция.
Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от
совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в условиях краткосрочного и
долгосрочного периода в условиях монополистической конкуренции.
11 класс
Раздел III. Макроэкономика.
Тема 10. Измерение результатов экономической деятельности. Основные
макроэкономические показатели.
Экономический рост и развитие.
Валовой внутренний продукт (ВВП). Конечные товары и услуги и промежуточный
продукт. Валовой национальный продукт. Два метода исчисления ВВП: метод
суммирования потока затрат и метод суммирования потока доходов. Чистый
национальный продукт и национальный доход. Факторные доходы. Государственный
бюджет и его роль в перераспределении национального дохода. Личный доход и
располагаемый доход.
Номинальный и реальный ВВП. Содержание и факторы экономического роста.
Тема 11.Совокупныйспрос и
совокупное предложение.
Макроэкономическое равновесие.
Совокупный спрос. Совокупное предложение. Доход, потребление и сбережения.
Автономное потребление. Индуцированное потребление и функция потребления.
Сбережения. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к
сбережениям. Общие и индуцированные сбережения. График функции потребления.
Равновесный уровень национального дохода. Сбережения и инвестиции. Автономные и
индуцированные инвестиции. Инвестиции, потребление и совокупный спрос частного
сектора. Автономные затраты. Равновесный уровень национального дохода и равновесие
сбережений и автономных затрат. Кривая AD. Государственные закупки товаров и услуг и
совокупный спрос. Сдвиг кривой AD с введением государственных затрат.
Мультипликатор. Равновесие на товарном рынке и процентная ставка. Влияние
изменений процентной ставки на инвестиционный спрос, склонность к потреблению и
государственные затраты на товары и услуги. Кривая IS. Процентная ставка и равновесие

на денежном рынке. Уравнение количественной теории денег и спрос на деньги. Влияние
процентной ставки на денежный спрос. Процентное реагирование спроса на деньги.
Предложение денег. Равновесие на денежном рынке и кривая LM. Модель IS – LM и
равновесие на товарном и денежном рынках.
Тема 12. Экономическое развитие и рост. Экономический цикл. Экономические
кризисы. Занятость и безработица.
Содержание экономического роста. Факторы экономического роста.
Циклические колебания развития экономики как следствие нарушений равновесного
состояния экономики. Экономический цикл и его фазы. Продолжительность
экономического цикла. Эндогенные и экзогенные факторы циклических колебаний.
Механизм экономического цикла. Роль принципа акселерации в механизме
экономического цикла. Экономический цикл и потенциальный ВВП. Колебания занятости
и безработицы как следствие циклических колебаний. Определение экономически
активного населения, занятости и безработицы. Норма безработицы. Фрикционная
безработица, структурная и технологическая безработица, циклическая безработица и
скрытая безработица.
Естественная безработица и полная занятость. Экономические и социальные последствия
безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование занятости.
13. Деньги Тема и банковская система.
Деньги и их функции. Виды денег и их свойства. Товарные и кредитные деньги.
Наличные и безналичные деньги. Демонетизация золота. Денежные системы.
Ликвидность денег. Денежные агрегаты. Коммерческие банки. Роль банков в условиях
рыночной экономики. Операции банков. Пассивные и активные операции банков. Баланс
коммерческого банка. Активы и пассивы.
Резервы коммерческого банка. Прибыль банка. Центральный банк. Цели и функции
центрального банка. Баланс центрального банка. Центральный банк и его роль в
осуществлении экономической политики государства.
Тема 14. Инфляция.
Определение инфляции и ее измерение. Индекс-дефлятор ВВП. Норма инфляции.
Дезинфляция и дефляция. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек.
Инфляционные ожидания. Темп роста цен и формы инфляции. Нормальная и умеренная
инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. Влияние различных форм
инфляции на экономику. Стагфляция. Влияние инфляции на положение различных
социальных групп. Непредсказуемость нормы инфляции и ее социальные последствия.
Развитие инфляции и перераспределение доходов. Взаимозависимость нормы инфляции и
нормы безработицы. Кривая Филлипса. Альтернатива антиинфляционной политики и
политики по регулированию занятости.
Тема15. Государственное регулирование экономики.
Инструменты экономической политики. Государственный бюджет, налоговая и
финансовая политика. Центральный банк и его роль в осуществлении кредитно-денежной
политики. Политика дефицитного бюджетного финансирования. Регулирование
деятельности коммерческих банков. Политика центрального банка по изменению учетной
ставки и норм обязательных резервов. Операции на открытом рынке ценных бумаг.

Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Роль государства в стимулировании
экономического роста. Бюджетнофинансовое стимулирование. Стимулирующее Значение
налогов и кривая Лаффера. Экономическая Политика и государственный долг. Причины
возникновения государственного долга.
Тема 16. Международная торговля и валютный рынок.
Мировое хозяйство и международное разделение труда. Открытость экономики
интернационализация производства. Международная торговля. Принцип абсолютного
преимущества. Принцип Относительного преимущества. Неотехнологические теории
международной торговли. Закономерности развития мировой торговли, ее формы и
методы. Внешнеторговая политика. Фритредерство и протекционизм. Таможенные
пошлины и внетарифные инструменты торговой политики. Валютный рынок, валютные
операции и валютные курсы. Валютная политика. Мировая валютная система. Бреттонвудская валютная система и ямайская валютная система. Экономическая интеграция. Тема
17. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Международная
экономическая интеграция.
Международный рынок ссудных капиталов. Еврорынок. Евродоллары. Роль банковских
синдикатов в международных кредитах. Внешний долг развивающихся стран.
Международные финансовые организации. Россия на мировом рынке ссудного капитала.
Предпринимательский капитал на мировом рынке капиталов и роль ТНК в мировой
экономике. Прямые и портфельные инвестиции. Россия как импортер и экспортер
капитала.
Платежный баланс. Статьи Платежного баланса и их содержание. Платежный баланс
России. Международная экономическая интеграция. Европейский союз. Проблемы
интеграции
стран
СНГ.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА «ЭКОНОМИКА»
Личностными результатами изучения экономики в средней школе является:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);

сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;

принятие
и
реализацию ценностей
здорового
и
безопасного
образа
жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;


сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях
кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своего
места и роли в экономическом пространстве;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; В воспитании обучающихся
юношеского возраста (уровень среднего общего образования) приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально
значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их
потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который
открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут
приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как
именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их
общества.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих
целевых приоритетов воспитания обучающихся среднего общего образования - создание
благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта:

опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; трудовой опыт, опыт
участия в производственной практике;

опыта дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;

опыт природоохранных дел;

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;

опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,

опыт создания собственных произведений культуры,

опыт творческого самовыражения;

опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; опыт оказания
помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях; волонтерский опыт.
Метапредметными результатами изучения обществознания в средней школе является
формирование универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;


оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках
различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.);

выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

подкрепление изученных положений конкретными примерами;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения

овладение умениями формулировать представления об экономической науке как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического
анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной
экономической мысли;


овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную
позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать
соответствующие правовые документы и на их основе

проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью
разрешения имеющихся проблем;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в
процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как
экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять
исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных
явлений;
Коммуникативные УУД:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
Предметные результаты:
Выпускник научится:
Основные концепции экономики

Определять границы применимости методов экономической теории;

анализировать проблему альтернативной стоимости;

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;

иллюстрировать примерами факторы производства;

характеризовать типы экономических систем;

различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика

Анализировать структуру бюджета собственной семьи;

строить личный финансовый план;

анализировать
ситуацию
на
реальных
рынках
с
точки
зренияпродавцов и покупателей;


принимать рациональные
решения
в
условиях
относительной
ограниченности доступных ресурсов;

анализировать собственное потребительское поведение;

определять роль кредита в современной экономике;

применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и
предложения;

определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и
предложение;

приводить примеры товаров Гиффена;

объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;

объяснять
и
отличать
организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности;

приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых
форм;

объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

различать
и
представлять посредством инфографики виды издержек
производства;

анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
объяснять
эффект
масштабирования и
мультиплицирования
для экономики государства;

объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
сравнивать виды ценных бумаг;

анализировать страховые услуги;

определять практическое назначение основных функций менеджмента;

определять место маркетинга в деятельности организации;

приводить примеры эффективной рекламы;

разрабатывать бизнес-план;

сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией; называть цели
антимонопольной политики государства;

объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика

Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;

определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических
моделей;

указывать основные последствия макроэкономических проблем;

объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;

приводить примеры сфер применения показателя ВВП;

приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

различать сферы применения различных форм денег;

определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины
денежной массы;

объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;

приводить примеры, как банки делают деньги;


приводить примеры различных видов инфляции;

находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

применять способы анализа индекса потребительских цен;

характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;

различать виды безработицы;

находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;

определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;

приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;

приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика

Объяснять назначение международной торговли;
анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;

различать экспорт и импорт;

анализировать курсы мировых валют;

объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

различать виды международных расчетов;

анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
объяснять роль экономических организаций в социальноэкономическом развитии общества;

объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник получит возможность научиться:
Основные концепции экономики

Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из
разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные
суждения;

анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;

владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;

оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках
различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика

Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

критически
осмысливать
актуальную
экономическую
информацию
по
микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе
собственные заключения и оценочные суждения;

объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой
информации;


использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности
и повседневной жизни;

понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;

грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических
ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика

Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по
макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;

владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную
политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого
экономического роста;

использовать
нормативные
правовые
документы
при
выполнении
учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических
задач;

анализировать события общественной и политической жизни разных стран с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;

осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;

оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической
точки зрения;

использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;

анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной
ситуации в экономике России;

решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
макроэкономические ситуации;

грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических
ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;

отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от
второстепенной,
критически
оценивать
достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных источников;

аргументировать собственную точку зренияпо экономическим проблемам, различным
аспектам социально-экономической политики государства. Международная экономика


Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по
международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический
материал, делая обоснованные выводы;

анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;

ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой
экономики;

создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поискового характера;

решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному
учебному предмету;

использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;

владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли
государства в современном мире.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся среднего общего образования.
Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание
Тематическое планирование 10 класс, 34 часа
№п.п
Тема
Количество часов
Основные направления
воспитательной
деятельности

1

Предмет и метод экономической науки

3

1,5,7

2

Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

3

1,5,7

3

Спрос. Предложение и рыночное равновесие

3

1,5

4

Эластичность спроса и предложения

3

1,5

5

Поведение потребителя

3

1,5,6,7

6

Фирма, производство и издержки

3

1,5

7

Предпринимательство

4

1,5,6,7

Количество часов

Основные направления
воспитательной
деятельности

№п.п

Тема

1

Измерение результатов экономической деятельности.
Основные макроэкономические показатели

4

1,5,6,7

2

Совокупный спрос и совокупное предложение.

3

1,5,7

8

Рынки факторов производства и распределение доходов

3

1,6,7

9

Конкуренция и рыночные структуры

7

1,5,6,7

10

Повторение и закрепление пройдённого. Решение задач.
2
Тематическое планирование 11 класс, 34 часа
Макроэкономическое равновесие

3

Экономический рост и э экономическое развитие.
Экономический цикл. Занятость и безработица

3

1,5,6,7

4

Деньги и банковская система

4

1,5,6,7

5

Инфляция

4

1,5,6,7

6

Государственное регулирование экономики

4

1,5,6,7

7

Международная торговля и валютный рынок

6

1,5,6,7

8

Международное движение капиталов. Платежный баланс.
Международная экономическая интеграция

4

1,5

9

Повторение и обобщение

1

1,5

1,5

4. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п.п

Тема урока

10 класс, 34 часа
Количество часов

Дата проведения
По плану

Тема 1. Предмет и метод экономической науки. (3 часа)
1

Безграничность потребностей и ограниченность
ресурсов. Альтернативные затраты. КПВ.

1

По факту

Контрольные
работы

2

3

Фундаментальные проблемы экономики и
предмет экономической науки. Метод
экономической науки.
Измерение экономических величин.
Повторение и закрепление пройденного.
Решение задач.

1

1

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика. (3 часа)
4

Два способа решения проблем. Рынок и его
функции.

1

5

Экономический круговорот в рыночной
экономике. Ограниченность возможностей
рынка. Смешанная экономика.

1

6

Повторение и закрепление пройдённого.
Решение задач.

1

Тема 3. Спрос. Предложение и рыночное равновесие. (3 часа)
7

Спрос и закон спроса.Предложение. Закон
предложения.

8

Рыночное равновесие. Реакция
изменения спроса и предложения.

9

Воздействие внешних сил на рыночное
равновесие. Дефицит и избыток.

рынка

1
на

1

1

Тема 4. Эластичность спроса и предложения. (3 часа)
10

Ценовая эластичность спроса. Эластичность
спроса и доходы производителей.

1

11

Факторы влияющие на ценовую эластичность
спроса.Эластичность спроса доходу.
Перекрёстная эластичность.

1

12

Практическое применение теории по
1
эластичности.Повторение и закрепление
пройдённого.
Решение задач.
Тема 5. Поведение потребителя. (3 часа)

13

Общая и предельная полезность. Закон убывающей
предельной полезности.

1

14

Правило максимизации полезности.Кривые
безразличия.

1

15

Бюджетные
ограничения.
Равновесие
потребителя.Выбор современного потребителя.

1

Тема6. Фирма. производство и издержки. (3 часа)
16

Современная фирма. Фирма — коммерческая
организация.Продукт фирмы.

1

17

Издержки.Как изменяются издержки фирмы.Какой
размер фирмы считать оптимальным.

1

18

Повторение и закрепление пройдённого. Решение задач.

1

Тема 7. Предпринимательство. (4 часа)
19

Понятие
предпринимательства.
Организационноправовые формы предпринимательства.

1

20

Франчайзинг.Менеджмент и его функции.

1

21

Маркетинг и его основные элементы.

1

22

Практикум по теме «Маркетинг»

1

Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов (3 часа)

23

Особенности рынков факторов производства. Рынок
труда и заработная плата.

1

24

Рынок услуг земли. Капитал и процент. Человеческий
капитал.

1

25

В каких случаях фирме целесообразно инвестировать.

1

Тема 9. Конкуренция и рыночные структуры. (9 часов)
26-27

Конкурентоспособность фирмы.

2

28

Типы рыночных структур.

1

29

Совершенная конкуренция.

1

30

Монополия.

1

31

Олигополия.

1

32

Монополистическая конкуренция.

1

33-34

Повторение и закрепление пройдённого. Решение задач.

2

1

11 класс, 34 часа
№п.п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения
По плану

Тема 10. Измерение результатов экономической
макроэкономические показатели. (4 часа)
1

Что такое валовый внутренний продукт.

1

деятельности.

По факту
Основные

Контрольные
работы

2

Как исчисляется валовый внутренний продукт.
Национальный доход.

1

3

Номинальный и реальный ВВП. Решение задач.

1

4

Практикум. Решение задач.

1

Тема 11. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое
равновесие. (3 часа)
5

Совокупный спрос и совокупное предложение.

1

6

Доход. Потребление и сбережения. Функция
потребления.

1

7

Сбережения и инвестиции.

1

Тема 12. Экономический рост и э экономическое развитие. Экономический цикл.
Занятость и безработица. ( 4 часа)
8

Содержание экономического роста. Факторы
экономического роста.

1

9

Экономический цикл. Механизм экономического
цикла.

1

10

Занятые и безработные. .

1

11

Причины и формы безработицы. Последствия
безработицы и государственное регулирование
занятости.

1

Тема 13. Деньги и банковская система. (4 часа)
12

Роль денег в рыночной экономике. Виды денег и
их свойства.

1

13

Коммерческие банки.

1

14

Потребительский кредит

1

15

Центральный банк

1
Тема 14. Инфляция. (4 часа)

16

Определение инфляции и ее измерение.

17

Причины инфляции.

1

18

Формы инфляции.

1

19

Социальные последствия инфляции

1

1

Тема 15. Государственное регулирование экономики. (4 часа)
20

Бюджетно-финансовая политика.

1

21

Государственный долг.

1

22

Кредитно-денежная политика.

1

23

Практикум. Решение задач.2

1

24

Тема 16. Международная торговля и валютный рынок.
(6 часов)
Мировое хозяйство. Валютный рынок.
1

25

Современная структура мирового хозяйства.

1

26

Международная торговля.

1

27

Внешнеторговая политика.

1

28

Валютный рынок.

1

29

Практикум. Решение задач.

1

Тема 17. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Международная
экономическая интеграция. (4 часа)
30

Международное движение капиталов

1

31

Платежный баланс.

1

32

Экономическая интеграция.

1

33

Практикум.

1
Повторение и обобщение. (1 час)

34

Итоговое повторение. Итоговый контроль.

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА

Экономика (Основы экономической теории): учебник для 10-11 кл. общеобразоват. орг.
Углубленный уровень / Под. ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова. - в 2-х книгах. Книга 1.- 33-е
изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.- 296 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ

Экономика (Основы экономической теории): учебник для 10-11 кл. общеобразоват. орг.
Углубленный уровень / Под. ред. С.И.
Иванова, А.Я. Линькова.- в 2-х книгах. Книга 1.- 33-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.- 296 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://m.edsoo.ru/7f41393a- Библиотека ЦОК; http://www.school.edu.ru – российский
общеобразовательный Портал http://www.fsu.edu.ru–
федеральный совет по учебникам МОиН РФ; http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник
образования»;http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов; https://resh.edu.ru-Росийская электронная школа; https://uchi.ru- образовательная
онлайнплатформа для школьников, их родителей и учителей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».