ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда»
400137, Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а;
Тел.: (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail: gymnasium11@volgadmin.ru
Принято
на педагогическом совете
протокол от «30» августа
2024г. № 1
Председатель
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
педагогического
совета
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
____________ Е.А. Андреева
Сертификат:
«30»00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
августа 2024 г.
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Согласовано
на методическом объединении
классных руководителей
протокол от «30» августа
2024г. № 1
Руководитель МО
_________ Емельянова Л.В.
«30» августа 2024 г.
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024
Введено в действие
Приказом № 288 от «02»
сентября 2024 г.
Директор
муниципального
общеобразовательного
учреждения «Гимназия №11»
Дзержинского
района
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
Волгограда»
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
____________Е.А. Андреева
«02» сентября 2024 г.
Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Программа внеурочной деятельности детей 6-10 лет
Срок реализации – 1 год
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Содержание курса внеурочной деятельности .......................................................... 8
Начальное общее образование ............................................................................. 8
Планируемые результаты освоения курса .............................................................. 16
Начальное общее образование ........................................................................... 16
Личностные результаты.................................................................................. 16
Метапредметные результаты ......................................................................... 17
Предметные результаты ................................................................................. 18
Тематическое планирование .................................................................................... 22
Начальное общее образование ........................................................................... 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее
– программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора
участниками
образовательных
отношений
курсов
внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке,
но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего
по
программе, является
развитие
у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
3
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
Российской
Федерации от
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ
Министерства
просвещения
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» .
4
8. Приказ
Министерства
№
12.08.2022
732
государственный
просвещения
«О
внесении
образовательный
Российской
изменений
стандарт
в
Федерации от
федеральный
среднего
общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74229).
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023).
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
среднего
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74228).
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
14. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
5
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начального
общего
образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–
7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся
1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы
и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому
тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не
только на
интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать)
6
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомитьсясо
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная,
вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается
с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра),
творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего –
значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни
определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее
России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого
напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник,
который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является
основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных
изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти
в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное
телеграфное
агентство
России
(ИТАР-ТАСС)
–
это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и
оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские
и транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны.
Железнодорожный
пассажиров:
транспорт
всепогодный,
–
самый
безопасный
устойчивый
и
и
надёжный для
круглогодичный.
Развитие
транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным
транспортом.
8
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности
нашей
страны,
главной
задачей
которой
является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием,
а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции
нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,
цифровыми
Разноплановость
и
востребованность
устройствами.
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов
общества.
Учитель
–
советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить
роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны
против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность
за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их
значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества
– основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может
проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена
семьи
9
о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое
отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
знакомство
с
культурой,
историей
и
традициями
разных
народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее
страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела
граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых
чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей.
Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из
истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери?
10
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность
заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженныеи
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего
других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу
других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники
СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть
в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до
закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению
(позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или
иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела,
история праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд
людей многих профессий. Школьные средства массовой информации.
11
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия
позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку
делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страныв
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных
сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается
для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы
суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться
на использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам
человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила
безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина
Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь
и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
12
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы
России: представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике
самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские
исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами
развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе
– труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России.
Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России.
Развитие массового спорта –
вклад
в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека.
История
и
традиции
Артека.
После
воссоединения
Крыма
и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс
из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, восприниматьи
понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному
13
краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её
историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива
учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины
в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым
и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно
много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
14
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские
общественные
организации
разных
поколений
объединяли
и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских
общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела
и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята
России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно -нравственные
ценности России, объединяющие всех граждан страны.
15
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
гражданско-патриотического
воспитания:
становление
ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность
к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение
к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека,
о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
В
сфере
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес
к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению
в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
16
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение
к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
овладения
познавательными
универсальными
учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации,
классифицировать
предложенные
объекты;
находить
закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток
информации
для
предложенного
решения
алгоритма;
учебной
(практической)
устанавливать
задачи
на
основе
причинно-следственные
связи
в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным
состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником
вопросов;
формулировать
выводы
и
подкреплять
их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения,
классификации,
сравнения,
исследования);
прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
17
работником
способа
(педагогических
её
проверки;
работников,
соблюдать
родителей
с
помощью
(законных
взрослых
представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности
при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую,
видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения,
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные
и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал
к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою
часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины
успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия
для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
18
Русский
язык:
формирование
первоначального
представления
о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке
как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли
языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка
межнационального
общения;
осознание
правильной
устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение
основными
видами
речевой
деятельности
на
основе
первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка;
использование
в
речевой
деятельности
норм
современного
русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное
чтение:
осознание
значимости
художественной
литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека; формирование первоначального представления
о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного
народного
творчества;
овладение
элементарными
умениями
анализа
и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой
России.
Математика
и
информатика:
развитие
логического
мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической
и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре,
природе; формирование чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы; формирование первоначальных представлений о природных
и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов
и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование
19
основ
рационального
поведения
и
обоснованного
принятия
решений;
формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях,
хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых
объектах Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших
для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России,
основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие
умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты
и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами
и
явлениями;
понимание
простейших
причинно-следственных
связей
в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного
края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией
(текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного
использования электронных ресурсов образовательной организации и сети
Интернет,
получения
информации
из
источников
в
современной
информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей
среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой
информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта
соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного
отношения
к
природе, стремления
действовать
в
окружающей среде
в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы
религиозных
культур
и
светской
этики:
понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли
в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и давать
нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность
к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений
оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как
20
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного
развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения
с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей
другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного
труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять
значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»,
находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать
помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства,
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений
и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное
с
использованием
искусство:
различных
выполнение
материалов
и
творческих
средств
работ
художественной
выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и
жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные
особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование
общих представлений
о мире
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической
культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах,
жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических
упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых
заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
21
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(1–2 и 3–4 классы)
№
п/п
Тема
Количе
ство
часов
Деятельность учащихся
Дата проведения
план
Раздел
1
Образ будущего.
1
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
Ко Дню знаний
выполнение интерактивных
заданий, работа
2
3
Век информации.
1
с текстовым и иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
120 лет
просмотр видеофрагментов,
Информационному
выполнение интерактивных
агентству России
заданий, работа
ТАСС
с текстовым
Дорогами России
1
и иллюстративнымматериалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
4
Путь зерна
1
и иллюстративнымматериалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
5
День учителя
1
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
факт
6
Легенды о России
1
и иллюстративнымматериалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
7
Что значит быть
1
взрослым?
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работас текстовым
и иллюстративнымматериалом
8
Как создать крепкую
1
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
семью. День отца
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
9
Гостеприимная
1
и иллюстративнымматериалом
Познавательная беседа,
Россия. Ко Дню
просмотр видеофрагментов,
народного единства
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
10
Твой вклад в общее
1
дело
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
11
С заботой к себеи
1
окружающим
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
12
День матери
1
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа с текстовым
13
Миссия-милосердие
1
(ко Дню волонтёра)
и иллюстративным
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа с текстовым
14
День Героев
1
Отечества
и иллюстративнымматериалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа с текстовым
и иллюстративным
материалом
15
Как пишут законы?
1
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работас текстовым
и иллюстративным
материалом
16
Одна страна –
1
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
одни традиции
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
17
День российской
1
печати
и иллюстративнымматериалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
18
День студента
1
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работас текстовым
19
БРИКС (тема
1
и иллюстративнымматериалом
Познавательная беседа,
о международных
просмотр видеофрагментов,
отношениях)
выполнение интерактивных
заданий, работа с текстовым и
иллюстративнымматериалом
20
Бизнес
1
Познавательная беседа,
и технологическое
просмотр видеофрагментов,
предпринимательство
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
21
Искусственный
1
Познавательная беседа,
интеллект и человек.
просмотр видеофрагментов,
Стратегия
выполнение интерактивных
взаимодействия
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративным
материалом
22
23
Что значит служить
1
Познавательная беседа,
Отечеству? 280 лет со
просмотр видеофрагментов,
дня рождения
выполнение интерактивных
Ф. Ушакова
заданий, работа с текстовым
и иллюстративным материалом
Арктика – территория
1
развития
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративным материалом
24
Международный
женский день
1
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративным материалом
25
Массовый спортв
1
Познавательная беседа,
просмотр
России
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работас текстовым
и иллюстративным материалом
26
День воссоединения
1
Крыма
и
просмотр видеофрагментов,
Севастополя
с
выполнение интерактивных
Россией.
заданий, работа
100-летие
Артека
27
Познавательная беседа,
Служение
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
1
Познавательная беседа,
творчеством. Зачем
просмотр видеофрагментов,
людям искусство?
выполнение
185 лет со дня
интерактивных заданий,
работас текстовым
и иллюстративным материалом
28
Моя малая Родина
1
Познавательная беседа,
(региональный
просмотр видеофрагментов,
и местный
выполнение интерактивных
компонент)
заданий, работа
с текстовым
29
Герои космической
1
отрасли
и иллюстративнымматериалом
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
30
Гражданская авиация
России
1
в группах, выполнение
творческих заданий
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративным
материалом
31
Медицина России
1
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
с текстовым
32
Что такое успех?
1
(ко Дню труда)
и иллюстративным материалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работас текстовым
33
80-летие Победыв
1
и иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
Великой
просмотр видеофрагментов,
Отечественной войне
выполнение интерактивных
заданий, работа
34
Жизнь в Движении
1
с текстовым
и иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение интерактивных
заданий, работа
с текстовым
и иллюстративным
материалом
35
Ценности, которые
1
нас объединяют
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа
с текстовым
и иллюстративнымматериалом
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
35
28