МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы ____________/Ж.А. Битюцкова/ Протокол №1 от «02» сентября 2024 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по НМР __________/И.В. Шагалова/ Директор МОУДОКУМЕНТ "Гимназия№11" ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ /Е.А. ПОДПИСЬЮ __________ Андреева/ Приказ №280 от «02» сентября 2024 г. «02» сентября 2024 г. Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для обучающихся 11 классов Волгоград 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 11 класса разработана на основе следующих документов и материалов: примерной программы по русскому языку основного общего образования; авторской программы курса «Русское правописание: орфография и пунктуация», автор С.И. Львова. (Сборник «Программы элективных курсов для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», - М.: Русское слово, 2018). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «Русское правописание: орфография и пунктуация» Планируемые результаты освоения элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования. способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога. соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем. Предметные результаты: 1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества: 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 11 классе; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Место учебного предмета в учебном плане. На изучение элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 11 классе отводится 34 часа, то есть 1 час в неделю. Содержание учебного предмета Речевой этикет в письменном общении Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Пунктуация Пунктуация как система правил постановки знаков препинания Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Знаки отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в конце предложения Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. Знаки препинания внутри простого предложения Система пунктограмм данного раздела пунктуации Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с о д н о р о д н ы м и членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с о б о б щ а ю щ и м и с л о в а м и при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста). Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с о б о с о б л е н н ы м и ч л е н а м и. Обособленные о п р е д е л е н и я распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота. Способы обособления п р и л о ж е н и й. Обособление о б с т о я т е л ь с т в, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными д о п о л н е н и я м и. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со з н а ч е н и е м с р а в н е н и я. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с в в о д н ы м и с л о в а м и. Семантикограмматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с о б р а щ е н и я м и. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение м е ж д о м е т и й, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных с л о в (что, что ж, как же, что же). Знаки препинания между частями сложного предложения Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся ти- ре, запятая и тире, точка с запятой. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания при передаче чужой речи Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. Знаки препинания в связном тексте Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста Тематическое планирование учебного курса № п/п 1 Название раздела Введение 2 Пунктуация как система правил постановки знаков препинания 3 Колво часов Вводный урок. Речевой этикет в письменном об- 2 щении. Принципы русской пунктуации. Структура пред- 2 ложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. 2 Знаки отделительные и выделительные. Предложение и его основные признаки; интонация 2 конца предложения Употребление знаков в конце предложения. Знаки препинания между однородными членами 3 предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их раз- 1 личение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста). Знаки препинания в предложениях с обособленны- 2 ми членами. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Способы обособления приложений. 2 Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Обособление обстоятельств, выраженных одиноч- 2 ным деепричастием и деепричастным оборотом. Знаки препинания в предложениях со сравнитель- 1 ным оборотом. Интонационные и пунктуационные особенности 1 предложений с обращениями. Интонационные и пунктуационные особенности 1 предложений с вводными словами. Тема Система грамм пункто- 4 5 6 Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания Прямая и косвенная речь. Оформление на письме при передаче чу- прямой речи и диалога. жой речи Разные способы оформления на письме цитат. Знаки препинания Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистичев связном тексте ской направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Подведение итогов работы. ИТОГО Знаки препинания между частями сложного предложения 2 2 2 2 2 1 3 1 34 Календарно-тематическое планирование: Количество часов № п/п 1-2 3-4 5 6 7 Тема урока Вводный урок. Речевой этикет в письменном общении. Принципы русской пунктуации. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Знаки отделительные и выделительные. Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения Употребление знаков в конце предложения Знаки препинания между однородными членами предложения. Контрольные работы Всего 2 2 1 1 1 8-9 Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. 2 10 Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста). 1 Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 11 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. 1 12 Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. 1 13 Способы обособления приложений 1 14 Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями 1 1516 Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. 2 17 Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом 1 18 Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. 1 19 Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. 1 20 Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. 1 21 Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения 1 2223 2425 26 27 2829 Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. 2 2 1 1 2 Разные способы оформления на письме цитат. 30 31 1 Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. 1 3233 Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. 2 34 Подведение итогов работы. 1