Рабочая программа учебного курса Практикум по информатике

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11»

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
математики, физики и
информатики
__________Семирикова Т.Н.
Протокол №1 от 30.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

____________Шагалова И.В.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

__________Андреева Е.А.
Приказ №280 от 02.09.2024 г.

Сертификат:
00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Практикум по информатике»
для 10 классов
на 2024-2025 учебный год

Автор: Куликова Алёна Алексеевна,
учитель информатики

Волгоград 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Практикум по информатике» основан на повторении,
систематизации и углублении знаний, полученных ранее.
Целью изучения курса является обучение приемам самостоятельной деятельности
и творческому подходу к любой проблеме.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует
развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к
выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как
лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.
Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Цели курса:

Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса
информатики.

Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и
умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в
других дисциплинах.

Совершенствование математической культуры и творческих способностей
учащихся.
Задачи курса:

Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных
потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса
учащихся к предмету.

Подготовка к обучению в ВУЗе.

Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и
способов решения задач.

Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по
образцу и в незнакомой ситуации.

Формирование и развитие аналитического и логического мышления.

Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе,
самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Формы контроля.
1.
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
2.
Тематический контроль: тест.
3.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Результаты изучения учебного курса ориентированы в первую очередь на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и
общего развития. Они включают в себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические задачи, характерные для использования
методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с другими областями знания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации средствами учебного предмета основных
направлений воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на
уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1)
гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного права и
информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам в
виртуальном пространстве;
2)
патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке,
искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества;
3)
духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет;
4)
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества; способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на
использовании информационных технологий;
5)
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6)
трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях
информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7)
экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей информационно-коммуникационных технологий;
8)
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной
практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных
процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих
сфер жизни современного общества;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по
информатике
у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, отражённые в
универсальных учебных действиях, а именно: познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1)
базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить
коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2)
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,

задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3)
работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1)
общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно
вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2)
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1)

самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
2)
самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать
мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
3)
принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение данного курса дает учащимся возможность:

повторить и систематизировать ранее изученный материал
школьного курса информатики и ИКТ;

освоить основные приемы решения задач;

овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения
поставленной задачи;

овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;

познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения
задач;

повысить уровень творческого развития, познавательной активности;

познакомиться с возможностями использования электронных средств
обучения.

знать о роли фундаментальных знаний (математики) в развитии
информатики, информационных и коммуникационных технологий;

умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

формировать представления о важнейших видах дискретных объектов и об
их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

систематизировать знания, относящиеся к математическим объектам
информатики;

строить математические объекты информатики, в том числе логические
формулы;

формировать представление о способах хранения и простейшей обработке

данных;

основными
ними;







пользоваться базами данных и справочными системами; владение
сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
использовать основные управляющие конструкции;
понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Информация и ее кодирование
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на
измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой
информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической
информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой
информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать
информацию.
Системы счисления
Повторение методов решения задач по теме. Расширение понятия «система
счисления».
Арифметические операции в системах счисления.
Компьютерные сети
Решение задач на определение файла (группы файлов) по его маске, определение
адреса сети, маски сети, количества компьютеров в сети, номера компьютера в сети.
Моделирование
Структурирование информации. Системный подход. Графы. Выигрышные
стратегии.
Основы логики
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических
операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение
методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и
преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение
логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при
работе с логическими выражениями.
Алгоритмизация и программирование
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических
конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в
виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования.
Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного
исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование тем

Всего часов

№

В том числе
Лекция

10 класс
1
Структура курса по информатике и
ИКТ
2
Информация и ее кодирование
3
Системы счисления
4
Основы логики
5
Компьютерные сети
Всего

1

1

8
7
11
7
34

1
1
1

Практика

7
10
7

Календарно-тематическое планирование
№
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Дата
план

факт

Содержание материала
Кодирование и декодирование
Кодирование и декодирование
Кодирование и декодирование
Равномерные и неравномерные коды
Равномерные и неравномерные коды
Кодирование текстовой информации
Кодирование текстовой информации
Кодирование графической информации
Кодирование звуковой информации
Решение уравнений с числами в разных
системах счисления
Решение уравнений с числами в разных
системах счисления
Некомпьютерные системы счисления
Использование правил систем
счисления
для прикладных задач
Использование правил систем
счисления
для прикладных задач
Вычисление значений арифметических
выражений с использованием правил
систем счисления
Вычисление значений арифметических
выражений с использованием правил
систем счисления
Логика и кодирование
Логика и кодирование
Составление таблиц истинности
Составление таблиц истинности
Составление таблиц истинности
Упрощение логических выражений
Упрощение логических выражений

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

ЭОР

24.
25
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Упрощение логических выражений
Решение логических уравнений
Решение логических уравнений
Решение логических уравнений
Определение файла по его маске
Определение группы файлов по маске
Определение адреса сети
Определение адреса узла
Определение количества компьютеров
в
сети
Определение номера компьютера в
сети
Решение задач на компьютерные сети

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.
Информатика, 10 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Общество с ограниченной
ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

2.

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.

Сайт К.Ю. Полякова - https://kpolyakov.spb.ru/
Сайт издательства «БИНОМ» https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/
«Российская электронная школа»- https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Использование оборудования Детского Технопарка «Кванториум»:
Ноутбуки – 14 шт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».