ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей химии, биологии, географии Руководитель методического объединения СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МОУ "Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда" И.В. Шагалова УТВЕРЖДЕНО МОУ "Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда" ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ___________ Е.А. Андреева Приказ № 280 от " 02 " 09.2024 г. Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Е.В. Василичина Протокол №1 от " 02 " 09. 2024 г. Рабочая программа учебного курса «Практическая химия» для 8 класса на 2024 – 2025 учебный год Составитель Василичина Евгения Вячеславовна, учитель химии высшей квалификационной категории Волгоград 2024 Пояснительная записка Данный курс «Лабораторный химический анализ» ориентирован на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту. Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным, позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Объединение двух подходов: нацеленность на широкий охват школьников, массовость и доступность, изложение материала, не затрагиваемого или лишь частично затрагиваемого в рамках школьного курса химии, но имеющего важное теоретическое и прикладное значение. Реализация данной программы естественно-научной направленности предусматривает использование оборудования, средств обучения школьного Кванториума. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектноисследовательской деятельности, знакомства со структурой работы. Изучение элективного курса «Лабораторный химический анализ» основывается на знаниях учащихся, полученных по общеобразовательным программам на уроках химии в 7-8 классах. Итогом курса является проведение конференции по материалам и пособиям, подготовленным учащимися собственными руками и на основании собственных опытов и наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями постановки научного эксперимента и обрабатыванию полученного материала, а также использованию этих умений в будущей жизни, а также подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. В программе сформулированы цели проводимых исследований, опытов, наблюдений и предложен к каждому занятию список необходимого для постановки эксперимента оборудования, приборов и исследуемых объектов. В программе приведен список основной, дополнительной популярной и специальной литературы, а также методической литературы. Курс основан на принципах: доступности, научности, преемственности, актуальности, наглядности. Программа курса составлена на основе: Стандартов Молодые профессионалы (компетенция лабораторный химический анализ)(лицейский компонент). Нормативные документы: Организация Молодых профессионалов с согласия технического комитета в соответствии с уставом организации и правилами проведения конкурсов установила нижеизложенные минимально необходимые требования владения профессиональным навыком для участия в конкурсе Компетенция 14+«Лабораторный химический анализ». Техническое описание компетенции «Лабораторный химический анализ», конкурсное задание Компетенция 14+ «Лабораторный химический анализ». Место программы в образовательном процессе. Программа разработана для участия в конкурсах организации Молодые профессионалы. Направлена на освоение компетенции «Лабораторный химический анализ». Развивает и расширяет знания и умения учащихся в химии и её практического применения в промышленности. Показывает значение химической промышленности и её отраслей для развития цивилизации. Программа курса модифицирована Актуальность. Сегодня специалисты, осуществляющие химический анализ, востребованы во многих отраслях промышленности. Необходим химический анализ готовой пищевой продукции, анализ фармацевтической продукции, экологической обстановки исследуемой экосистемы и т.п. Специалисты в области химического анализа ключевую роль в развитии химической промышленности. С расширением сети химических заводов и с усложнением задач, поставленных перед химическим производством, увеличивается роль контроля за качеством выпускаемой продукции, за ходом технологических процессов, качеством исходных продуктов, сырья. Этот контроль на заводах осуществляют специальные химические лаборатории. В их задачу входит также разработка способов увеличения выхода нужных химических соединений. И, конечно же, такие лаборатории не могут обходиться без лаборантов химического анализа. Химический анализ - это совокупность действий, производимых с целью узнать, из каких элементов или соединений состоит данное вещество (качественный анализ), или узнать, в каких 2 количествах входят в данное вещество те или иные элементы, соединения (количественный анализ). Лаборант химического анализа должен уметь действовать логически и систематически, соблюдая санитарно-гигиенические требования, нормы охраны труда. Большое значение имеют для лаборанта химического анализа аккуратность и чистота на рабочем месте, а также соблюдение правил техники безопасности. Ведь при химическом анализе почти все время приходится работать с кислотами, щелочами, легковоспламеняющимися и прочими агрессивными веществами. Большую долю в труде лаборанта занимают практические действия с разным оборудованием нужно готовить посуду, химические реактивы, собирать лабораторные установки, взвешивать, отмеривать, фильтровать, зажигать горелки и правильно ими пользоваться, вести процессы разложения и соединения разнообразных химических веществ. Новизна. Данная программа способствует значительному углублению знаний обучающихся по химии, формирует у них умение и навыки практической работы, развивает их способности и укрепляет желание посвятить себя работе по химическим специальностям. Предоставление обучающимся возможности самостоятельно проводить намеченные программой практические работы является важнейшим условием успешности проведения этого курса. Цель курса: освоение предметной области лабораторный химический анализ. Задачи курса: формировать у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания; обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы; расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними; приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни; овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни; 3 развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ. Описание места учебного курса в учебном плане - Программа «Лабораторный химический анализ» рассчитана на детей среднего школьного возраста - 14 – 15 лет. - Срок реализации программы – 1 год. - Наполняемость группы: не менее 15-25 человек. Срок реализации программы: 1 год. - Форма обучения: очная. 3 - Режим занятий: количество учебных часов за учебный год – 34 часа; 1 занятие в неделю по 1 часу; продолжительность занятия – 40 мин. При изучении техники лабораторных работ обучающиеся знакомятся с типовыми химическими операциями, с химической посудой, оборудованием и материалами. При изучении общетеоретической части аналитической химии обучающиеся знакомятся с законом действия масс и его приложением к гомогенным и гетерогенным системам, ионным произведениям воды и водородным показателем, буферными системами и их значением в анализе, с современными представлениями о природе кислот и оснований, с окислительно-восстановительными процессами и комплексообразованием в аналитической химии Качественный анализ катионов изучается по бессероводородному методу с кислотно-щелочной классификацией катионов. выполняются анализы полумикрометодом. Классификация анионов осуществляется на основе растворимости бариевых и серебряных солей, используется при этом также классификация анионов по их окислительновосстановительным свойствам. В ходе изучения данного курса обучающиеся знакомятся с химическими и с некоторыми физико-химическими методами количественного анализа на базе школьного технопарка «Кванториума». Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: - иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; - знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; - уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы - уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения. Результаты освоения курса Практическая часть данного курса потребует выполнения работы с использованием лабораторного оборудования, нагревательных приборов, электрооборудования, аналитических (технических) химических реактивов, цифровой лаборатории с датчиком pH и датчиком температуры, произвести необходимые математические вычисления. Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку; формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; формирование основ экологического сознания; развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; умение планировать пути достижения целей, выделять альтернативные способы достижения цели, осуществлять познавательную рефлексию; умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; 4 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение. Предметные результаты: 1. В познавательной сфере: - давать определения изученных понятий; -описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; - описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни; - делать выводы и умозаключения из наблюдений; - безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни. 2. В ценностно - ориентационной сфере: -анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ. 3. В трудовой сфере: -проводить химический эксперимент. Обучающимся предстоит самостоятельно выполнить следующие задачи: 1. Рационально организовать рабочее место; 2. подготовить химическую посуду, приборы и лабораторное оборудование к проведению анализа; 3. приготовить растворы для проведения анализа заданной концентрации; 4. выполнить анализ образцов пищевой продукции (соки, шоколад, мёд); 5. соблюдать правила охраны труда и техники безопасности в процессе работы; 6. оформить протокол испытаний; 7. произвести расчёт для приготовления растворов с заданной массовой долей вещества; 8. подготовить химическую посуду, лабораторное оборудование; 9. произвести взвешивание веществ; 10. приготовить растворы с заданной массовой долей вещества; 5 11. определить значение плотности раствора по ареометру; 12. рассчитать полученную массовую долю в приготовленном растворе; 13. произвести концентрирование раствора; 14. определить значение плотности нового раствора; 15. произвести смешивание двух растворов с разными значениями массовой доли веществ; 16. определить плотность нового раствора; 17. вычисление новой массовой доли в полученных растворах. 18. определить значение водородного показателя в образцах соковой продукции с помощью pHдатчика цифровой лаборатории. 19. провести дегустацию образцов соковой продукции и дать количественную оценку органолептических свойств 20. определение антоцианов, определить искусственный краситель красного цвета в соковой продукции. 21. определение каротиноидов, определить натуральные красителей и желтого и оранжевого цветов. 22. составить протокол испытаний образцов соковой продукции согласно указанной форме. 23. Анализ шоколада. определения качественный состав шоколада используя информацию на упаковке образцов шоколада. провести органолептическую оценку образцов шоколада по шкале согласно ГОСТ 31721-2012.обнаружить в отваре шоколада мучнистых или крахмалистых веществ. составить протокол испытаний образцов шоколада согласно указанной форме. Диагностика (зачетная система): I. Входная диагностика. Тестирование «что вы знаете о научном эксперименте». II. Текущая диагностика. Проверка записей и отчетов по экспериментальной деятельности. III. Выходная диагностика. Проведение итоговой конференции по материалам и результатам, подготовленным учащимися на основе собственных опытов и наблюдений в ходе экспериментальной деятельности. . Содержание программы Введение в компетенцию «Лабораторный химический анализ» Знакомство с особенностями компетенции – выполнение работ по химическому анализу продукции различных отраслей промышленности. Подготовка и отбор проб для выполнения аналитического контроля, методики анализа, отчетная документация по результатам испытаний. Тема 1 Лабораторный стол. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при выполнении работ. Правильная организация рабочего места. Лабораторный стол. Чистота химических реактивов. Индикатор, реактив, пипетка. Опасное вещество. Гармошка Практическая работа №1 «Организация рабочего места. Лабораторный стол» Тема 2 Лабораторная посуда Термическая стойкость. Мерная посуда. Требования к лабораторной работе. Классификация 6 лабораторной посуды. Посуда для приблизительного измерения. Посуда специального назначения. Предметы общего пользования. Практическая работа №2 «Лабораторная посуда». Тема 3 Взвешивание. Классификация весов. Установка весов. Виды посуды для взвешивания. Техника взвешивания. Практическая работа №3 «Взвешивание навески карбоната кальция» Тема 4 Калибровка мерной посуды. Подготовка бюретки к калибровке. Этапы калибровки. Практическая работа №4 «Калибровка бюретки» Тема 5 Приготовление титрованных растворов. Концентрация титрованного раствора. Стандартизация титранта. Установление коэффициента поправки. Маркировка растворов. Практическая работа № 5 «Приготовление 1М раствора соляной кислоты. Установка титра приготовленного раствора по карбонату натрия» Тема 6 Титрование Титрант, точка эквивалентности, определяемое вещество. Классификация титриметрических методов анализа по типам химических реакций, по способам титрования. Методы титрования. Техника титрования. Практическая работа № 6 «Определение Fe3+ в растворах хлорида железа (III) и Ca2+ в карбонате кальция» Практическая работа № 7 Приготовление титрованных растворов кислот и щелочей. Определение содержания гидроксида натрия в растворе неизвестной концентрации. Практическая работа № 8 Установление нормальности и титра раствора йода по титрованному раствору тиосульфата натрия, определение содержания меди в растворе сульфата меди (II). Тема 7 Спектрофотометрия Фотоэлектроколориметрический метод. Образование нитритов. Градуировочные растворы. Выбор длины волны. Измерение оптической плотности. Практическая работа № 9 Приготовление серии градуировочных растворов. Практическая работа № 10 Анализ твердого вещества. Тема 8 Рефрактометрия. Рефракция удельная и молярная. Устройство рефрактометра. Поляризация волн. Показатель преломления. Плотность. Оптическая среда Практическая работа №11 «Определение показателя преломления изопропилового спирта» Постановка экспериментов по аналитической химии Практическая работа №12 «Анализ соковой продукции». Практическая работа №13 «Анализ шоколада». Практическая работа №14 «Приготовление антисептика» Форма учебно-тематического планирования № п/п модуля I. II. III. IV. Название модуля Введение Лабораторный стол. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при выполнении работ. Лабораторная посуда Взвешивание Калибровка мерной посуды 2 2 2 1 Лабораторные и практические работы 1 2 3 2 1 2 1 1 1 1 Количество Лекции часов Диагностика входная промежуточная 7 V. VI. VII. VIII. Приготовление титрованных растворов Титрование Спектрофотометрия Рефрактометрия Постановка экспериментов по аналитической химии Проведение итоговой конференции Итого: 3 2 1 5 4 5 5 2 2 3 - 3 2 2 5 1 - - 34 16 17 выходная Тематическое планирование Название модуля Введение № Тема занятия и п/п форма проведения 1-2 Предмет, задачи и методы качественного анализа. Подготовка и отбор проб. Отчетная документация I. Лабораторный 3 стол. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при выполнении работ. 4. II.Лабораторная посуда 5. 6. Цель занятия Начать формирование и развитие у учащихся понятия об эксперименте как о методе науки Лабораторный стол. Работать с Техника химическими лабораторных работ. веществами с Организация рабочего соблюдением места. охраны труда и экологической безопасности; Оборудование и объекты Лаборатория школьного технопарка «Кванториум» Методические рекомендации Лаборатория школьного технопарка «Кванториум» Возможна промежуточная диагностика в виде теста Практическая работа №1 «Организация рабочего места. Лабораторный стол» Лабораторная посуда Научиться рационально организовывать рабочее место Лаборатория школьного технопарка «Кванториум» Научиться подготовливать химическую посуду, приборы и лабораторное оборудование к проведению анализа Оборудование лаборатории школьного технопарка «Кванториум» Практическая работа №2 «Лабораторная посуда». Подготовить химическую посуду, приборы и лабораторное оборудование к 8 Мерные цилиндры, пипетки, бюретки, химические стаканы, бюксы, Возможна промежуточная диагностика в виде теста Индивидуальна я работа с химическим оборудованием проведению колбы, датчики. анализа согласно методическим рекомендациям III.Взвешивание IV. Калибровка мерной посуды V. Приготовление титрованных растворов 7-8 Классификация весов. Установка весов. Виды посуды для взвешивания. Техника взвешивания в зависимости от вида весов 9. Практическая работа №3 «Взвешивание навески карбоната кальция» 10. Этапы калибровки 11. Практическая работа №4 «Калибровка бюретки» 12- Концентрация 13. титрованного раствора. Стандартизация титранта. Установление коэффициента поправки. Маркировка растворов. 14. Практическая работа № 5 «Приготовление Изучить классификацию весов; Научиться правильно подбирать посуду для взвешивания Научиться взвешивать указанную массу вещества на разных весах. Электронные весы Аналитические весы Лабораторные весы Изучить важность и необходимость калибровки посуды как условие точности исследования Научиться калибровать бюретку объемом 25 мл Мерный цилиндр, бюретка Карбонат кальция, ложечка, бумага, весы, Работа по бюкс парам. Бюретка, дистиллированная вода, мерный цилиндр, пипетка Мора Выучить понятия 0,1 М раствор титрант, соляной кислоты, титруемое 0,1 М раствор вещество, титр. едкого натра, фенолфталеин, бюретка, Изучить метод кислотно9 Лекция, возможна промежуточная диагностика в виде теста Индивидуальн ый опыт Демонстрацион ный опыт Концентрированн Работа по ый раствор парам 1М раствора соляной основного кислоты. Установка титрования титра приготовленного раствора по карбонату натрия» V. Титрование соляной кислоты, дистиллированная вода, мерный цилиндр, бюретка, пипетка мора, раствор карбоната натрия, датчики определения плотности растворов, фенолфталеин, метиловый оранжевый, колбы для титрования 15- Титрант, точка Изучить Лабораторное Демонстрацион 16 эквивалентности, классификацию оборудование ный опыт определяемое титриметрически школьного вещество х методов технопарка Классификация анализа; «Кванториум» титриметрических Рассмотреть методов анализа по возможность типам химических определения реакций, по способам точки титрования. Методы эквивалентности титрования. Техника по графику титрования. зависимости величины потенциала электрода (или рН) от объёма титранта. 17. Практическая работа Изучить метод Лабораторное Работа по № 6 «Определение осадительного оборудование и парам Fe3+ в растворах титрования реактивы согласно хлорида железа (III) и методическим Ca2+ в указаниям карбонате кальция» 18. 19. Практическая работа № 7 Приготовление титрованных растворов кислот и щелочей. Определение содержания гидроксида натрия в растворе неизвестной концентрации. Практическая работа № 8 Установление нормальности и титра раствора йода по Изучить метод кислотноосновного титрования Лабораторное оборудование и реактивы согласно методическим Работа по указаниям парам Изучить метод окислительновосстановительно го титрования Лабораторное Работа по оборудование и парам реактивы согласно методическим 10 VI. 20Спектрофотомет 21. рия 22. 23. VII. Рефрактометрия 2426. 27. 28. титрованному раствору тиосульфата натрия, определение содержания меди в растворе сульфата меди (II). указаниям Фотоэлектроколорим етрический метод. Образование нитритов. Градуировочные растворы. Выбор длины волны. Измерение оптической плотности Спектрофотометр, Демонстрацион растворы для ный опыт исследования разной концентрации Познакомиться с работой, устройством спектрофотометр а. Научиться измерять оптическую плотность растворов при помощи прибора Практическая работа Научиться № 9 Приготовление считывать серии данные с градуировочных прибора, строить растворов. график по результатам исследования Практическая работа Научиться № 10 Анализ считывать твердого вещества. данные с прибора, строить график по результатам исследования Рефракция удельная и Познакомиться с молярная. работой, Предмет и методы устройством количественного рефрактометра анализа. Устройство рефрактометра Поляризация волн. Показатель преломления. Плотность. Оптическая среда. Практическая работа Научиться №11 считывать Анализ твердого данные с вещества. прибора, строить график по результатам исследования Практическая работа Научиться №12 «Определение считывать 11 Лабораторное Работа по оборудование и парам реактивы согласно методическим указаниям Лабораторное Работа по оборудование и парам реактивы согласно методическим указаниям Рефрактометр Демонстрацион ный опыт Лабораторное Работа по оборудование и парам реактивы согласно методическим указаниям Лабораторное оборудование и Работа по парам показателя преломления изопропилового спирта». VIII. Постановка 29. эксперимента по аналитической химии данные с прибора, строить график по результатам исследования Практическая работа Выполнить №13 «Анализ соковой анализ образцов продукции». пищевой продукции 30. Практическая работа №14 «Анализ шоколада». 31. Практическая работа Приготовить №15 «Приготовление растворы с антисептика». заданной массовой долей вещества Практическая работа Применить для №16 исследования «Рефрактометрическо изученные е определение методы анализа содержания сахара в водном растворе». Практическая работа Применить для №17 исследования «Фотометрическое изученные определение железа в методы анализа водном растворе». Итоговое занятие 32. 33. 34. Выполнить анализ образцов пищевой продукции реактивы согласно методическим указаниям Лабораторное оборудование и реактивы согласно методическим указаниям Лабораторное оборудование и реактивы согласно методическим указаниям Лабораторное оборудование и реактивы согласно методическим указаниям Лабораторное оборудование и реактивы согласно методическим указаниям Индивидуальн ый опыт Индивидуальн ый опыт Индивидуальн ый опыт Лабораторное Индивидуальн оборудование и ый опыт реактивы согласно методическим указаниям Раздел IV Комплекс организационно-педагогических условий Для успешной реализации данной программы необходим ряд условий 1) Использование цифровой лаборатории по химии 2) Использование оборудования Нано-лаборатории № Наименование оборудования 1. Цифровая лаборатория «Химия» 2. Спектрофотометр 3. Аналитические весы 4. Ноутбук 5. МФУ копир/принтер/сканер 6. Комплект посуды и принадлежностей для ученических опытов 7. Магнитная мешалка 8. Интерактивная доска 9. Набор микропрепаратов 10. Мультимедийный проектор 11. Документкамера 12. Демонстрационные модели Информационное обеспечение 12 Индивидуальн ый опыт справочники, дополнительная литература по предметам, раздаточный материал. Список литературы. 1. Васильев В. П., Морозова Р. П., Кочергина Л. А. Практикум по аналитической химии: Учебн. пособие для вузов. — М.: Химия, 2000. — 328 с. 2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. — 392 с. 3. Жилин Д. М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов. — М.: МГИУ, 2006. — 322с. 4. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ Беспалов П. И. Дорофеев М. В., Жилин Д. М., Зимина А. И., Оржековский П. А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с. 5. Леенсон И. А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с. 6. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. — М.: Химия, 1971. — С. 71―89. 7.. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с. 8. Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов общеобразовательной школы. http://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog. 9. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 10. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru/catalog. 11. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/ 13