Математические ступеньки 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ "Гимназия № 11"

РАССМОТРЕНО
МО учителей начальной
классов
______________Арифуллина О.Р.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН

______________Лукина Е.В.

______________Андреева Е.А.

ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат:
00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

Приказ № 274

Протокол № 1
от " 30" августа 2024г.

от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Математические ступеньки»
для 1 классов начального общего образования
на 2024-2025 учебный год

г. Волгоград 2024

от «02» сентября 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Математические ступеньки» для обучающихся 1 класса
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также
Программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим
языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
образовательных,развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и
способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических
действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника,
которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, построенных на понимании и применении
математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование
способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения,
математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск
информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности:
теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи,
ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков
использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат
следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего
школьника:
— понимание
математических
отношений
выступает
средством
познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений,
происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по
времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления
позволяет
ученику
совершенствовать
коммуникативную
деятельность
(аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений;
опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и
явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму,

выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве.
Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к
моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также
работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица,
диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при
изучении других учебных предметов (количественные и пространственные
характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм
представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы,
выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,
приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина,
периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной
грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в
основном звене школы.
На изучение «Математических ступенек» в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33
часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и
величины»,
«Арифметические действия», «Пространственные отношения и геометрические фигуры»,
«Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов,
записьрезультата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа.
Увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения
междуними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов
действийсложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа,
сверху/снизу,между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка.
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку;
измерение длины отрезка в сантиметрах.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу;
приводитьпримеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных

средств:текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из
нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную
ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и использовать
математическиезнаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью
учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения
действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением
партнёра,спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Математические ступеньки» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным
ситуациям, дляразвития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать
илиопровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться,
лидировать,
следовать
указаниям,
осознавать
личную
ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том
числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и
пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность
своих силахпри решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных
проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться
разнообразными информационными средствами для решения предложенных и
самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные

действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ,
классификация(группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного
решенияучебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической
записи,текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор
вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую
информацию вразных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),
формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной
задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и
источникиинформации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической
задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный
ответ сиспользованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы,
высказывать суждения,
оценивать
выступления
участников,
приводить
доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание
(например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи),
инструкция (например,измерение длины отрезка);
— ориентироваться
в
алгоритмах:
воспроизводить,
дополнять,
исправлять
деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные
типовымизученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных
действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в

процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно
оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей
преодоленияошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику,
дополнительным средствамобучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества
вариантов,приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа,
анализаинформации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их
предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и
письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий
сложения(слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие
итребование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче
(выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить
отрезокзаданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,
прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между,
перед/за,над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно
заданногонабора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в
рядуобъектов повседневной жизни;
различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные
изтаблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две
группыпо заданному основанию.
Формы учёта рабочей программы воспитания
в рабочей программе курса «Математические ступеньки»

Рабочая программа воспитания МОУ «Гимназия № 11» реализуется в том числе и через
использование воспитательного потенциала уроков курса «Математические ступеньки».
Эта работа осуществляется в следующих формах:
— побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
— привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются
в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей
страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включение в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем
и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».