МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы ____________/Ж.А. Битюцкова/ Протокол №1 от «02» сентября 2024 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по НМР __________/И.В. Шагалова/ Директор ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН МОУ "Гимназия№11" ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ __________ /Е.А. Андреева/ Приказ №280 от «02» сентября 2024 г. «02» сентября 2024 г. Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Законы русской орфографии. Трудные случаи правописания. для обучающихся 10 классов Волгоград 2024 Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по русскому языку направлен на совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения. Предлагаемый учебный курс обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучении основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Данная программа составлена на основе книги Розенталя Д.Э. «Говорите и пишите по-русски правильно» - М.:Астарта, 2023 и ресурсов Интернета. Новизна Программы состоит в том, что в результате изучения курса школьники должны научитьсь классифицировать предложенную лингвистическую задачу, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения лингвистических задач различной сложности. При выполнении творческих заданий, написании сочинений главное внимание обращается на формирование коммуникативной компетенции, на накопление опыта анализа текстов различной стилистики. Актуальность Программы данного курса обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она позволяет сформировать у обучающихся целостную систему знаний, умений и навыков, которые позволят им говорить и писать по-русски правильно. Цель: совершенствование и углубление приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи. Задачи программы: Обучающие: изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку; овладение основными нормами литературного языка; создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий; освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка; обучение анализу текста, его интерпретации. Развивающие: развить у учащихся интерес к гуманитарным наукам, выявить интересы и помочь в выборе профиля в старшем звене . способствовать профессиональной ориентации обучающихся, усиливая межпредметную интеграцию знаний и умений; формировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать и применять знания; развивать речевую культуру и ассоциативное мышление учащихся. Воспитательные: воспитывать творческое отношение к выполняемой работе; формировать любовь к родному языку и русской литературе. Отличительной особенностью Программы является то, что курс даёт целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь, то есть удовлетворять познавательные интересы. Особое внимание уделяется лингвистическим задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с текстами обращается внимание на исторический, общественно-философский, нравственно-этический, литературоведческий компонент содержания текстов. Категория обучающихся Обучение по Программе может проводится в 10 классе, возраст обучающихся 16- 17 лет. Рекомендуемое количество обучающихся в группе – 25 человек, но не менее 5 человек. Сроки реализации Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов в год составляет 34 часа. Формы и режим занятий Программа реализуется 1 раз в неделю (40 минут). Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Форма обучения – очная, при необходимости возможен переход на дистанционную форму обучения при согласии родителей. Форма организации занятий – групповая. Форма проведения занятий: работа; на этапе изучения нового материала - лекция, объяснение, рассказ, демонстрация; на этапе закрепления изученного материала - практическая работа, проверочная на этапе повторения изученного материала - наблюдение, устный контроль (опрос, игра), творческое задание; на этапе проверки полученных знаний - выполнение форме письменных и экспериментальных работ, предполагается проведение промежуточной и итоговой аттестации, дополнительных заданий. промежуточная аттестация проводится в виде тестирования по темам курса. Итоговое занятие проходит в виде итоговой контрольной работы. Планируемые результаты освоения Программы Личностные Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: определение мотивации изучения учебного материала; оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей; формирование целостной научной картины мира; понимание роли гуманитарных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; овладение научным подходом в решении задач; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планирование пути достижения целей; устанавливание целевых приоритетов, выделение достижения цели и выбор наиболее эффективного способа; альтернативных способов умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; умение принимать решения в проблемной ситуации; постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости. Познавательные Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: поиск и выделение информации; анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки; самостоятельное создание творческого и поискового характера; алгоритма деятельности при решении проблем осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; объяснять исследования; текста; явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений. Коммуникативные Обучающийся получит коммуникативных УУД: возможность для формирования следующих формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметные результаты Обучающийся научится: - основным нормам русского литературного языка; - анализу текста, его интерпретации; - овладеет прочной, надежной базой орфографических навыков; - сформирует языковую и лингвистическую компетенцию, умение создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; - получит новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом. Обучающийся получит возможность научиться: овладеть оценивать; умением обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, практическими умениями и навыками по самостоятельном анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии применять правила, понятия и термины для выполнения практических заданий. Формы подведения итогов реализации программы В процессе обучения проводятся разные виды контроля над результативностью усвоения программного материала. Виды контроля: Входной (предварительный) контроль - проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением. Первичная диагностика – определение образовательных ожиданий ребёнка, его отношений и образовательных потребностей. Текущий контроль – проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося. Тематически контроль – проверка результатов обучения после прохождения темы. Проходит в виде тестового контроля, защиты проекта. Итоговый контроль - проходит в виде итоговой контрольной работы. Учебный план № Тема 1 Название разделов и тем Введение Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Тема 2 Текст 10 5 5 Тема 3 Языковые нормы 13 5 8 Тема 4 Нормы орфографии 7 0 7 1 0 1 1 0 1 34 11 23 Тема 5 Тема 6 Художественные средства выразительности Зачет Итого Содержание программы Тема 1. Введение (лекция) (2ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий. Тема 2. Текст (10 ч) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Официально-деловой стиль. Разговорный стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Публицистический стиль. Функционально-смысловые типы речи. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили речи. Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Тема 3. Языковые нормы (13 ч) Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. Лексические нормы: лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы. Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок. Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение Тема 4. Нормы орфографии (7 ч) Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих.Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Тема 5. Художественные средства выразительности (1 ч) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Тема 6. Зачет (1 ч) Ресурсное обеспечение Программы Материально-техническое обеспечение: проектор. Электронные образовательные интернет – ресурсы: https://resh.edu.ru/ https://rus-ege.sdamgia.ru/ https://znaika.ru/ https://rustutors.ru/ https://mogu-pisat.ru/ Календарно-тематический план № п/п Дата проведения занятия Кол-во часов Тема занятия Форма занятия Форма контроля Тема 1. Введение (1 час) 1 1 2 1 Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ. Теория Особенности ЕГЭ по русскому языку. Критерии и нормы оценки тестовых заданий Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и Теория нормы оценки сочинения Опрос, беседа Опрос, беседа Тема 2. Текст (10 часов) 3 1 4 1 5 1 6 1 1. Структура, языковое оформление текста. Смысловая и композиционная целостность текста (1 час) 2. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста (1 час) 3. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста (1 час) 4. Логико-смысловые отношения между частями микротекста (1 час) Теория Опрос, беседа Теория Опрос, беседа Практика Тест Практика Тест Практика Практическая работа Теория Опрос, беседа 5. Средства связи предложений в тексте (1 час) 7 1 8 1 9 1 6. Основная и дополнительная информация микротекста (1 час) 7. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров: публицистический Практика стиль. (1 час) Тест 10 1 11 1 12 1 8. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров: официально-деловой Практика стиль ( 1 час) 9. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров: разговорный стиль, Практика художественный стиль. ( 1 час) 10. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров: научный стиль Практика ( 1 час) Тест Тест Тест Тема 3. Языковые нормы (13 часов) 1. Языковые нормы. (1 час) 2. Лексические нормы. Плеоназм. Лексическая сочетаемость. (1 час) Теория Теория Опрос, беседа Опрос, беседа Практика Тест Практика Тест Теория Опрос, беседа Практика Тест Теория Опрос, беседа Грамматические ошибки и их предупреждение (1 час) Практика Тест Служебные части речи (1 час) Теория Опрос, беседа 13 1 14 1 15 1 16 1 Лексическое многообразие русского языка. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение (1 час) Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Ударение (1 час) 17 1 Словообразовательные нормы. Ошибочное словообразование (1 час) 18 1 19 1 20 1 21 1 Морфологические нормы. Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль (1 час) Грамматические нормы (1 час) Синтаксические нормы (1 час) 22 1 23 1 Теория Опрос, беседа Практика Тест Практика Тест Практика Тест Практика Тест Нормы согласования (1 час) Нормы управления (1 час) 24 1 25 1 Синтаксическая синонимия (1 час) Тема 4. Нормы орфографии (7 часов) 26 1 1. Нормы орфографии. Правописание не слитно и раздельно со всеми частями речи. (1 час) 27 1 2. Нормы орфографии: правописание Н и НН во всех частях речи (1 час) Практика Тест 28 1 3. Нормы орфографии: правописание приставок. (1 час) Практика Тест 29 1 Практика Тест 30 1 5. Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глагола настоящего времени (1 час) Практика Тест 31 1 6. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и наречий. (1 час) Практика Тест 32 1 7. Нормы орфографии: правописание предлогов, союзов частиц. Дефис во всех частях речи (1 час) Практика Тест 4. Правописание корней. (1 час) Тема 5. Художественные средства выразительности (1 час) 33 1 Художественные средства выразительности Практика Тест Практика Итоговый тест Тема 6. Зачет (1 час) 34 1 Зачет