ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда» 400137, Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а; Тел. (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail: gymnasium11@volgadmin.ru РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей химии, биологии, географии Руководитель методического объединения СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МОУ "Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда" ___________И.В. Шагалова УТВЕРЖДЕНО МОУ "Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда" ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ___________ Е.А. Андреева Приказ № 280 от " 02 " 09.2024 г. Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 __________ Е.В. Василичина Протокол №1 от " 02 " 09. 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность. Биология». для 5 класса на 2024-2025 учебный год Составитель: Шагалова Ирина Валентиновна, учитель биологии высшей квалификационной категории Волгоград 2024 год 1.1. Пояснительная записка Программа по учебному курсу «Естественнонаучная грамотность. Биология» на уровне среднего общего образования разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, - Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания. - Модуля «Естественнонаучная грамотность. Человек и его здоровье» А.А. Гилев, к.ф.м.н., и.о.зав.кафедрой, Самара: СИПКРО. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 17 часов. Данная программа рассчитана на преподавание в 5 классе из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа составлена на основе: 1. Способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы 2. Конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); 3. Способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); 4. Способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); 5. Способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы. Планируемые результаты освоения учебного предмета Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса Уровни 5 класс Уровень узнавания и понимания Учим воспринимать и объяснять информацию ПОР Находит и извлекает информацию из различных текстов Типовые задачи Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение. Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею. Предложить или объяснить заголовок, название текста. Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Продолжить предложение словами из текста. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста. Инструменты и средства Тексты (учебный, художественный, научнопопулярный, публицистический; повествовательный, описательный, объяснительный; медийный). По содержанию тексты должны быть математические, естественнонаучные, финансовые. Объём: не более одной страницы. Личностные результаты ученик научится: • формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; • формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • формировать ценности здорового и безопасного образа жизни. ученик получит возможность научиться: критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формировать эстетическое отношение к живым объектам. Метапредметные результаты ученик научится: находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы); готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников; владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ученик получит возможность научиться: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; критически оценивать информацию, добытую из различных источников; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Содержание учебного предмета с указанием форм ее организации и видов деятельности Содержание Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамики. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой Формы организации Беседа, демонстрация записей звуков Наблюдение физических явлений Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений Находит и извлекает информацию из различных текстов Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений Работа с коллекциями минералов и горных пород. Находит и извлекает информацию из различных текстов Находит и извлекает информацию из различных текстов Беседа. Презентация Находит и извлекает информацию из различных текстов Беседа. Презентация Находит и извлекает Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования Виды деятельности учащихся Находит и извлекает информацию из различных текстов Находит и извлекает информацию из различных текстов жизни на Земле. Свойства живых организмов. информацию из различных текстов Тестирование Проведение рубежной аттестации Находит и извлекает информацию из различных текстов Методические материалы к проведению занятий 5 класс Тема 1. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки Тексты для чтения 1. Звук – это объективно существующее в природе физическое явление, вызываемое механическими колебаниями какого-либо упругого тела (туго натянутой струны или мембраны, голосовых связок, металлической или деревянной пластины, воздушного столба, заполняющего корпус духовых инструментов и т.п.), в результате чего образуются звуковые волны, воспринимаемые ухом и преобразуемые в нем в нервные импульсы. 2. В музыкальной теории звук – это физическое явление, вызываемое механическими колебаниями какого-либо упругого тела (например, натянутой струны гитары), и в результате этих механических колебаний образуются звуковые волны, они воспринимаются ухом и преобразуются в ухе в нервные импульсы. 3. В научном знании звук рассматривается как колебания частиц в упругих средах, распространяющиеся в форме продольных волн, частота которых лежит в пределах, воспринимаемых человеческим ухом, т.е. в среднем от 16 до 20000 Гц (1 Гц – 1 колебание в секунду). 4. Звук порождается механическими колебаниями. Однако для того, чтобы эти колебания стали слышны, они должны происходить в какой-нибудь среде: воздухе, жидкости или твердом теле. Благодаря среде звук колебаний может достичь уха слушателя. Колебания могут быть правильными, то есть, другими словами, объект создает в среде волны, следующие через строго определенные временные промежутки. В этом случае результатом является мелодичный звук. Однако, если колебания неправильные, то их воздействие на наши уши доставляет гораздо меньше удовольствия. Звук, являющийся результатом подобных колебаний, называется шумом. 5. Звуком называются механические колебания воздуха, воспринимаемые органами слуха. Воздух вибрирует - быстро колеблется взад-вперед - при движении в нем любого объекта. Например, ударяя в бубен, мы заставляем вибрировать туго натянутую кожу, колебания которой передаются молекулам воздуха. В воздухе возникают звуковые волны, слышимые нами. Величина звуковых волн поддается измерению – чем больше они по размаху, тем громче звук. По мере удаления от объекта звучания волны теряют свою силу, поэтому мы плохо слышим звуки на большом расстоянии. 6. Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Задания: 1. Назовите, о чем говорится в каждом фрагменте текста. 2. Объясните, какая главная мысль объединяет эти фрагменты текста. 3. Назовите, что нового вы узнали из текста. 4. Найдите в каждом фрагменте текста общие слова, которые характеризуют физическое явление – звук. 5. Придумайте название общему тексту. 6. Сформулируйте вопросы к общему тексту, которые начинаются словами: «Что? Где? Как?» 7. Найдите в тексте характеристики правильного и неправильного звука. 8. Выделите в каждом фрагменте текста ключевое слово, характеризующее звук. 9. Определите назначение представленной информации. Тема 2. Шум и его воздействие на человека Текст для чтения Звук (звуковая волна) – это возникновение и распространение колебаний в каком-либо веществе, будь то воздух, жидкость или твердое тело. Если бы на Луне были живые существа, слух им не понадобился бы, так как на Луне нет атмосферы, а в безвоздушном пространстве звук не распространяется. Излучают звуковые волны колеблющиеся тела: струна, камертон (если по ним ударить), голосовые связки человека и животных, крылья насекомых. Звуковая волна характеризуется частотой и длиной волны. Когда под вашим ухом зудит комар, вы слышите звуки высокой частоты, а когда гудит шмель, то слышите звуки низкой частоты. Голосовой аппарат человека, как и любой источник звука, передает энергию в окружающую среду, но эта энергия очень мала. Представьте себе, что вы на стадионе, где одновременно говорят и кричат 10000 человек. И если превратить поток энергии этих голосов в электрическую, то ее едва хватит на лампочку маленького электрического фонарика. Для усиления слабого человеческого голоса приходится придумывать различные устройства. Одним из древнейших таких устройств является рупор. Сейчас используют современные акустические устройства. Давайте определим, что такое шум, и узнаем как можно больше об этом физическом явлении. На бытовом уровне шум – это звук, не несущий полезной информации. Для любого физика шум – это колебательный процесс. Замер уровня шума измеряется специальными приборами – шумомерами. Современный технологичный мир содержит множество источников шума. Это: различные виды транспорта, звуки работы каких либо устройств или оборудования, звуковая аппаратура и так далее. Вот варианты распределения шумов по природе возникновения: механические – звуки, возникающие при работе различных механизмов; аэродинамические. Сюда входят шумы, возникающие при взлете самолета; гидравлические. Эти шумы мы слышим при неисправностях в родной водопроводной системе: резкий перепад давления в системе может вызвать гидроудар, который воспринимается как резкий, неприятный шум; электромагнитные. Возникают при работе устройств и приспособлений. Эхо – физическое явление, которое заключается в принятии наблюдателем отражённой от препятствий волны. Эхо – это то же самое отражение, только в зеркале отражается свет, а в случае эха – звук. Любое препятствие может стать отражателем для звука. Чем резче, отрывистее звук, тем эхо отчётливее. Лучше всего вызвать эхо хлопаньем в ладоши. Низкий мужской голос отражается плохо, а высокий голос дает отчетливое эхо. Задания: 1. Назовите источники звука, упомянутые в тексте, в том порядке, в каком они в нем встречаются. 2. «Ау-у-у-у», - кричим мы, заблудившись в лесу. «Что надрываешься?» - отвечает нам эхо. Объясните, может ли такое быть? 3. Дайте название опыту по физике по его описанию. Проведите этот опыт. Возьмите тонкостенный стеклянный бокал на ножке. Хорошо вымойте руки с мылом. Затем, слегка намочив чистой водой пальцы правой руки, поставьте бокал на стол, а левой рукой крепко держите его за ножку. Указательным пальцем правой руки начните вкруговую водить по краю бокала. Через несколько секунд вы услышите мелодичный звук. Звук не будет прекращаться, пока вы водите пальцем по краю бокала. Если это у вас успешно получилось, налейте в бокал чистую воду, немного не доходя до края, и продолжайте водить пальцем. Вы услышите звук намного ниже того, который был без воды. Продолжая круговые движения пальцем, посмотрите на поверхность воды. На ней образовались маленькие волны. Они произошли от колеблющихся, звучащих стенок бокала. Теперь начните постепенно удалять воду маленькими порциями. Звук постепенно повышается, и самый высокий будет у пустого стакана. 4. Прочитайте отрывок из сказки Дж. Родари «Джельсомино в стране лжецов». Возможно ли такое в действительности? Ответьте на вопрос словами из текста для чтения. ...Он набрал полную грудь воздуха, как это делают водолазы перед погружением в воду, сложил руки рупором, их ко рту, чтобы звук беспрепятственно пошел в нужном ему направлении, и пронзительно крикнул. Будь на Марсе и на Венере жители, обладающие слухом, они, вероятно, услышали бы голос Джельсомино. Достаточно вам сказать, что здание пошатнулось, словно пронесся циклон. Черепицы с крыши и печной трубы смыло, как пушинки. Затем, начиная с верхнего этажа, стены накренились, задрожали и со страшным грохотом рухнули вниз, заполняя ров и разбрызгивая воду в разные стороны...» Тема 3. Вода. Уникальность воды Текст для чтения. Океан, покрывающий почти всю нашу планету, – это вода. Тучи, облака, туманы – это тоже вода. Бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды, снеговые вершины гор – это тоже вода. Вода – самое удивительное вещество на свете. Судите сами. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении – сжимаются. Все, кроме воды. Бросьте твердый кусочек свинца в жидкий свинец, и он утонет, так как он плотнее жидкого, как и подавляющее большинство других веществ. А вода? Твердая вода – лед, имеет плотность меньше, поэтому льдины спокойно плывут по поверхности реки. Расширение воды при отвердевании вызывает разрушение горных пород. Затекая днем в трещины скал, вода ночью замерзает и отделяет куски породы. Вода является хорошим теплоносителем. Поэтому теплое течение Гольфстрим влияет на погоду в Европе. Вода требует огромного количества теплоты для своего испарения. Вот почему там, где много воды, даже под палящими лучами солнца бывает не очень жарко. Если бы не эта особенность воды, то один за другим высохли бы мелкие водоемы, дождь испарялся бы еще в воздухе Недаром вода – единственное вещество, получившее от человека такое множество имен. Твердую воду именуют льдом, градом, снегом, воду в жидком состоянии – собственно водой, росой, дождем, туманом, а в газообразном – паром. Частицы, из которых состоит вода, расположены близко друг к другу. Между ними действуют силы притяжения и отталкивания. Именно из-за действия сил отталкивания вода является несжимаемой. Таким же свойством обладают другие жидкости. Задания: 1. Проведите опыт по описанию: «Поведение двух капель». Подготовьте для этого опыта стеклянную пластинку. Хорошо ее вымойте мылом и теплой водой. Когда она высохнет, протрите одну сторону ваткой, смоченной в одеколоне. Ничем поверхности не касайтесь, берите пластинку теперь только за края. Возьмите кусочек гладкой белой бумаги и накапайте на него стеарин со свечи, чтобы на нем получилась ровная плоская стеариновая пластинка. Положите рядом стеариновую и стеклянную пластинки. Капните из пипетки на каждую из них по маленькой капле воды. На стеариновой пластинке получится полушарие диаметром примерно 3мм, а на стеклянной пластинке капля растечется. Теперь возьмите стеклянную пластинку и наклоните ее. Капля уже и так растеклась, а теперь она потечет дальше. Другая же капля будет кататься по стеарину при наклонах пластинки в разные стороны. 2. На основе увиденного сделайте два рисунка: капля на стеклянной пластинке и капля на стеариновой пластинке. Объясните, чем отличаются два рисунка. Какой можно сделать вывод? 3. Найдите и подчеркните лишнее слово в ряду. Объясните своё решение: туман, иней, облако, пыль, град, водяной пар. 4. Выполните работу по описанию. Придумайте название для опыта. Дайте ответ на вопрос, приведенный в тексте, воспользовавшись при необходимости иными источниками информации. Налейте до краев воды в стакан. Начните осторожно опускать в воду копейки: лучше всего, если они будут соскальзывать по стенке стакана на дно. Рано или поздно вы увидите, что вода «вылезает» из стакана и не переливается через край... Продолжайте кидать монеты. Сколько их будет всего в стакане, пока, наконец, вода не начнет перетекать через край? Какой вывод можно сделать из этого опыта? Тема 4. Углекислый газ в природе и его значение Текст для чтения Давайте рассмотрим свойства вещества, с которым каждый из нас встречается каждый день. Это углекислый газ. В газообразном состоянии он существует при обычных температурах. Он содержится в воздухе, выделяется в процессе дыхания животных и растений. Пузырьки лимонада – тот самый углекислый газ. При повышенном давлении этот газ превращается в жидкость (жидкая углекислота). В пищевой промышленности используется как консервант и обозначается на упаковке под кодом Е 290, а также в качестве разрыхлителя теста. При сильном охлаждении (до минус 78,5 градусов Цельсия) он кристаллизуется и становится так называемым сухим льдом, который широко используется в торговле для хранения замороженных продуктов в рефрижераторах. Углекислый газ не имеет цвета и запаха. В обычных условиях он не имеет и вкуса. Он не поддерживает горение, поэтому его используют в огнетушителях. Углекислый газ содержится в полезных ископаемых: угле, нефти, торфе, известняке. Основными источниками углекислого газа, связанными с деятельностью человек являются: • промышленные выбросы, связанные с процессами сгорания; • автомобильный транспорт. Задания: 1. Выполните опыт, сделайте и запишите вывод, воспользовавшись при необходимости иными источниками информации: Заполните пластиковую бутылку водой доверху и плотно завинтите пробку. Попробуйте сжать бутылку. Теперь попробуйте сжать бутылку с газированной водой или лимонадом. Что вы замечаете? 2. Заполните таблицу: Название вещества Углекислый газ Сухой лед Жидкая углекислота Где используется Тема 5: Земля, внутреннее строение Земли. Вещественный состав земной коры Текст для чтения Вы уже многое знаете о строении Вселенной, о движении планет вокруг Солнца. Одной из этих планет является Земля. Земля – третья планета от Солнца, но и единственная пока планета в Солнечной системе и известной Вселенной, на которой проживает развитая форма жизни. Мы живем на уникальной планете, так как на ней есть вода. Земные океаны занимают примерно 70% всей поверхности, а в глубину уходят на 4 км. В жидкой форме пресная вода находится в реках, озерах и в форме атмосферного водяного пара, Земля многослойна (рис.1). Внешний слой представлен корой. Его заполняют океанические бассейны и континенты. Земная кора занимает 5-75 км. Наиболее плотные части прячутся под континентами, а тонкие – под океанами. Теперь давайте изучим состав Земли по слоям: кора, мантия, ядро. Земная кора содержит такие элементы как: кислород (47%), кремний (27%), алюминий (8%), железо (5%), кальций (4%), и по 2% магния, калия и натрия. Она создана в виде гигантских пластин, которые двигаются по жидкой мантии. Далее, толщиною в 2890 км, располагается мантия. Она представлена силикатными породами, богатыми на магний и железо. Внутри Земли расположено ядро. Интересно, что оно состоит из двух половинок: внутреннее (твердое) с радиусом в 1220 км окружено внешним (жидкое – сплав никеля и железа) с толщиною в 2180 км. Площадь поверхности Земли составляет 510 072 000 квадратных километров. Из всей этой площади только 29,2% отведено на землю, а 70,8% покрыты водою. То есть, на поверхность отводится лишь 149 000 000 квадратных километров. Земля тяжелая? У нас нет настолько гигантских весов, чтобы взвесить планету. Поэтому ученые пытались вычислить вес наибольшей горы, используя различные формулы и вычисления. Математически получилось около 6 квадриллионов килограммов. Это невероятно большой и удивительный ответ, подаренный наукой. Рассмотрим вещественный состав земной коры. Самый нижний слой земной коры состоит из базальта. Это темно-серый камень. Вулканы, извергая лаву, вместе с ней выбрасывают на поверхность именно базальт. Следующий слой-гранит. Это твердая горная зернистая порода, состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Гранитный слой имеется только в той части земной коры, которая находится под материками. Под морским дном слоя гранита нет. Следующий слой – осадочные горные породы. Они создаются путем преобразования органических веществ. Вот камень известняк. Он образовался из ракушек. К осадочным породам относятся уголь, глина, песок. Последний слой –земля. Да, та самая земля, которую мы обрабатываем в надежде получить богатый урожай. Толщина земной коры колеблется от 5 до 70 км. Задания: 1. Заполните таблицу, используя информацию, содержащуюся в тексте. Название слоев, из которых состоит Земля Какие химические элементы содержит 2. Придумайте заголовок текста. 3. Выполните два рисунка. На одном изобразите строение земной коры (слои) под океаном, на втором – строение земной коры под материком. Объясните, как будут отличаться рисунки. 4. Назовите, какие вещества из состава земной коры и для чего использует человек в своей жизнедеятельности. 5. Какие понятия из текста, относящиеся к строению Земли, вам уже были известны. 6. Назовите из текста три понятия, с которыми вы встретились впервые. Тема 6: Минералы, горная порода, руда Текст для изучения В природе насчитывается огромное количество минералов и горных пород. Для того, чтобы поближе познакомится с их многообразным миром, совсем не обязательно отправляться в поход по горным системам или равнинам. Современному человеку достаточно просто прогуляться по родному городу и внимательно оглядеться вокруг. Дороги, здания, станции метрополитена, экспонаты художественных музеев – везде можно обнаружить горные породы и минералы. В специализированных минералогических и геологических музеях можно получить глубокие знания по геологии и одновременно полюбоваться красотой редких природных экспонатов. Начнем с минералов – природных образований, обладающих относительно простым и однородным строением. Минералогия –наука о минералах – одна из древнейших геологических наук. Мир минералов настолько многолик, что существует необходимость в их классификации по разным признакам. Минералы, состоящие из одного химического элемента, называются «самородные». Все вы пишете или рисуете простыми карандашами. Грифель у них сделан из минерала графит. Химическая формула этого минерала – С. Такой же формулой обладает минерал, за многие столетия ставший популярнейшим и дорогим драгоценным камнем. Это минерал алмаз! К следующей группе – оксидов и гидроксидов – относится один из самых распространенных в земной коре минералов – кварц . Кварц легко найти на берегу реки или озера, обнаружить в куче строительного щебня. Но этот невзрачный, прозрачный или молочного цвета «камушек» имеет более 15 разновидностей: искрящийся авантюрин, слоистый полудрагоценный агат, фиолетовый аметист, редчайший прозрачнейший горный хрусталь, черный морион, празем густого зеленого оттенка, дымчатый раухтопаз, лимонный полудрагоценный цитрин или напоминающий глаз кошки кошачий глаз. Большинство из разновидностей кварца относятся к поделочным или полудрагоценным камням и используются в ювелирном деле. К группе оксидов относится минерал, способный заставить стрелку компаса, бешено вертеться по кругу. Это минерал магнетит или магнитный железняк. Особняком в классификации стоят органические минералы (кальцит), лишенные кристаллической структуры. К ним относятся жемчуг и янтарь. Жемчуг – это единственный из ювелирных материалов, образующийся в теле моллюсков и вполне вероятно, один из древнейших камней, использовавшихся в качестве украшения. Другой минерал этой группы имеет много поэтических названий – «горящий камень», «дар солнца», «слёзы моря». Это янтарь или ископаемая смола. В каплях янтаря можно обнаружить чешую рыб, бабочек и древних жуков. Из янтаря была выполнена отделка легендарной Янтарной комнаты в летней резиденции российских императоров в Царском Селе. Как же отличить один минерал от другого? В этом вам помогут особые диагностические признаки: внешний вид минерала, его цвет, блеск, твердость и другие. Особых свойств или диагностических признаков у минералов довольно много. Поэтому мы рассмотрим только те, которые легко определить, не обладая специальными знаниями в минералогии. Во-первых, цвет. Цвет минерала – первое, что бросается нам в глаза. Некоторые минералы могут иметь постоянный цвет или оттенок, другие – меняют его в зависимости от примесей. Например, киноварь всегда красная, а сера – имеет желтые оттенки. К минералам с непостоянным, меняющимся цветом можно отнести уже упомянутый нами кварц. Многим известны драгоценные камни – красный рубин, синий сапфир. Не обладая специальными знаниями можно определить твердость минерала. Изучаемый минерал либо царапается эталоном и тогда его твердость ниже, либо не царапается и тогда его твердость выше эталона. Наименее твердый в шкале – минерал тальк, самый твердый – алмаз. Например, испытуемый минерал царапается топазом, а сам царапает апатит. Значит, наш минерал имеет твердость, аналогичную или близкую кварцу Для определения твердости минерала совсем не обязательно иметь эталонную шкалу твердости. Можно воспользоваться тем, что «под рукой». Ноготь на руке имеет твердость 2, медная монета – более 3, стальной нож – более 4, стекло – более 5. Некоторые минералы имеют вкус (сильвин), другие – горят (сера), третьи – плавятся и издают при этом приятный запах (янтарь). Четвертые – растворяются в воде (галит), пятые – ковкие (золото) и т.д. Определив основные диагностические признаки минерала, в дальнейшем можно воспользоваться справочниками-определителями минералов и горных пород, чтобы узнать его название, остальные свойства и области применения. Задания 1.Заполните таблицу, используя материал текста. В клетках ставятся знаки «+» и «-» Название Встречал Не видел ни Слышал Узнал Нравится минералов – такой разу название сегодня название разновидностей минерал кварца 2.Заполните таблицу, используя информацию из текста Название группы Примеры минералов, Свойства этих минералов минералов относящихся к группе «самородные» оксидов и гидроксидов органические минералы 3.Составьте алгоритм действий для определения твердости минерала. 4.Решите задачу: Имеется образец минерала. Он царапается стеклом, но сам царапает медную монету. В каких пределах находится значение его твердости. Твердость медной монеты и стекла найди в тексте. 5. Запишите названия горных пород, которые использовались при строительстве в Москве, в том порядке, в каком они приведены в тексте: Минералы слагают горные породы. Чтобы познакомиться с тем, как человек использует горные породы, совершим небольшую экскурсию по столице Российской Федерации – городу Москве и внимательно посмотрим по сторонам. Автомобильные дороги города покрыты асфальтом, который производится из смеси битумов с гравием и песком. Гравий, песок – обломочные осадочные горные породы. Прогуляемся по Красной площади. Она вымощена диабазом – вулканической горной породой, по составу близкой к базальту. Белокаменные храмы столицы построены из известняка – осадочной горной породы химического или органического происхождения. Постаменты памятников, набережные реки Москвы, цоколи зданий и полы на многих станциях метро выполнены из кислой, глубинной магматической породы гранит разнообразных оттенков и текстур. Тема 7: Атмосфера Земли ...Атмосфера оживляет Землю. Океан, моря, реки. Ручьи, растения, животные, человек – все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые... Не кто иной, как атмосфера покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадное, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча, чтобы отдать нам ее впоследствии... К.Фламмарион. Тексты для чтения: Земля окружена атмосферой. Это атмосферу К. Фламмарион назвал воздушным океаном. По своему строению воздушный океан напоминает дом. У него тоже есть свои «этажи». Первый «этаж» – тропосфера. Этот слой простирается, в среднем, до 11 км над уровнем моря, и температура в нем падает с высотой. Второй «этаж» – стратосфера. Он располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Здесь царство стужи с приблизительно постоянной температурой 40 градусов ниже нуля. Третий «этаж» – мезосфера. Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от поверхности Земли. Воздух здесь сильно разрежен. Характеризуется понижением температуры с высотой; максимум (0°C) температуры расположен на нижней границе, после чего температура начинает убывать до −70° или −80°C . Четвертый «этаж» – термосфера. Воздух еще сильнее разрежен. Здесь невиданная жара – 1000-2000 градусов Цельсия. Пятый «этаж» – экзосфера, т.е. внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500- 600 км. Воздух здесь разрежен еще сильнее, чем в термосфере. Температура воздуха, как и в термосфере, здесь высока и прослеживается слабый рост температуры с высотой. Мы живем на дне воздушного океана. Вследствие своей тяжести верхние слои воздуха, подобно воде в океане, давят на нижние слои и сжимают их. Воздушный слой, прилегающий к Земле, имеет наибольшую плотность. Все тела, находящиеся на Земле, испытывают давление всей атмосферы. Его называют атмосферным давлением. Атмосферное давление уменьшается с высотой. Так, атмосферное давление на верхних этажах высотного здания меньше, чем на первом этаже. Для измерения атмосферного давления используют приборы. Один из них – барометр-анероид. Задания: 1. Проведите эксперимент и попробуйте объяснить наблюдаемое явление «Вода в перевернутом стакане» (рис.2). Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листочком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется. 2. Давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Продолжите предложение словами из описания эксперимента: «Вода из стакана не выливается, потому что...» 3.Заполните таблицу, используя информацию, содержащуюся в тексте. Название слоев, из которых состоит Высота слоя над уровнем Особенности изменения атмосфера моря температуры 4. Приведите примеры проявления атмосферного давления вокруг нас. 5. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: Находясь на высокой горе, альпинисты завинтили крышку пустой пластиковой бутылки. Когда они спустились к подножию горы, то обнаружили, что стенки бутылки немного смяты и вдавлены внутрь. Бутылка была закрыта, и температура воздуха в ней оставалась постоянной, следовательно, давление воздуха в бутылке не менялось. Снаружи на бутылку действовало ______________ давление. По мере спуска с горы ___________ давление ____________ и постепенно сжимало стенки бутылки. Тема 8: Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот почему все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом» Антуан де Сент-Экзюпери Вопросы для обсуждения: можете назвать? тия? О чем будем говорить? Важно ли это для вас, почему? Текст для чтения: Уникальное разнообразие поверхности Земли проявляется не только в чередовании воды и суши. Земная поверхность – огромная мозаика из гигантских равнин и высоких гор , непроходимых лесов и пустынь, больших городов и не освоенных человеком пространств. На Земле выделяют 4 природные оболочки: Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии. Гидросфера – водная оболочка Земли. Её принято делить на Мировой океан, континентальные поверхностные воды и подземные воды. Атмосфера – газовая оболочка, окружающая планету Землю. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства. Биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности. Главная особенность Земли – то, что она является планетой жизни. Здесь сложились необходимые условия для существования живых организмов: излучения; -х состояниях: газообразном, твёрдом и жидком; ния, возникшие на суше Земли, увеличили количество кислорода в атмосфере. Задания: 1. Оформите информацию в тексте в виде таблицы или граф-схемы. 2. Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана от загрязнения, ведь до ближайшего моря более 1000 километров? Составьте возможный план действий. 3. Выделите основную мысль в нижепредставленном тексте. Предложите заголовок текста: Солнце играет очень большую роль в жизни нашей планеты – оно источник света и тепла на Земле. Солнце освещает и согревает нашу планету, без этого не была бы возможна жизнь на ней не только человека, но даже микроорганизмов. Солнце – главный (хотя и не единственный) двигатель происходящих на Земле процессов. 4. Вставьте пропущенные слова: Значение атмосферы для жизни на Земле: - __________________ от метеоритов и опасного космического излучения; - __________________ тепло в ночные часы; - __________________ живые организмы необходимым для дыхания кислородом; - __________________ углекислый газ для питания растений; - через __________________ совершается круговорот воды. 5. Составьте вопросы к следующему тексту. Живой мир очень многообразен. Существует около 2 млн. видов животных, около 500 тыс. видов растений, сотни тысяч грибов, тысячи видов и еще больше штаммов бактерий. Многие виды еще не описаны. Структурная сложность, типы питания, жизненные циклы, исторический возраст этих групп организмов очень сильно различаются. Но все организмы должны иметь нечто общее, что отличало бы их от неживой природы. Это обмен веществ и энергии, способность к размножению и развитию, изменчивость и умение приспосабливаться к условиям среды. Учебный план Всего № Название раздела п/п 1. Звук 2. Шум 3. Движение и взаимодействие частиц 4. Гидросфера 5. Литосфера 6. Атмосфера 7. Уникальность планеты 8. Контроль знаний ВСЕГО Теория Практика 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 9 2 2 2 2 2 4 2 1 16 8 Календарно - тематическое планирование № п/п 1. 2. Наименование темы урока Кол-во часов Вид и форма контроля Всего Теория Практика Звуковые явления. Звуки живой 1 1 Фронтальный опрос и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки 1 1 Решение практических Решение заданий по теме задач 3. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека 4. 5. 9. 1 Решение заданий по теме Земля, внутреннее строение земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой 1 1 1 1 1 10. Решение заданий по теме 1 11. 12. Атмосфера земли Углекислый газ в природе и его значение 1 1 13. 1 Решение практических задач Фронтальный опрос 1 Решение практических задач Фронтальный опрос Решение практических задач Фронтальный опрос 1 1 Решение заданий по теме Вода. Уникальность воды Фронтальный опрос 1 1 Решение заданий по теме Движение и взаимодействие частиц Признаки химических реакций. Природные индикаторы 6. 7. 8. 1 1 1 Решение практических задач Фронтальный опрос Фронтальный опрос Решение практических задач Решение практических задач Фронтальный опрос Решение практических задач Тест 1 1 1 1 14. Решение заданий по теме Решение заданий по теме 1 1 15. 16. Уникальность планеты Земля. Решение заданий по теме 1 1 17. Контроль знаний ИТОГО 1 17 1 1 8 1 9