ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей химии, биологии, географии Руководитель методического объединения СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МОУ "Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда" ___________И.В. Шагалова УТВЕРЖДЕНО МОУ "Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда" ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ___________ Е.А. Андреева Приказ № 280 от " 02 " 09.2024 г. Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Е.В. Василичина Протокол №1 от " 02 " 09. 2024 г. Рабочая программа учебного курса «Практикум по органической химии» для 10 класса, на 2024 – 2025 учебный год Составитель Василичина Евгения Вячеславовна, учитель химии высшей квалификационной категории Волгоград 2024 Пояснительная записка Программа учебного курса предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа. Учебный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения заданий разных типов в органической химии и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии. Практические работы занимают в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения экспериментальных задач. В школьной программе присутствует включение экспериментальных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания экспериментальной стороны химических процессов. Эксперимент содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Практические работы, семинары способствуют расширению кругозора обучающихся, позволяют устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивают умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать экспериментальные задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Основным требованием к составлению или отбору экспериментальных задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера. Структура занятия включает следующие формы работы: проверочные и самостоятельные работы форме, составление алгоритмов задач, составление и защита авторских экспериментальных задач и цепочек превращения. Главным назначением данного курса является: - совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии; - сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой. Цель курса: Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по разделам органической химии; формирование навыков решения экспериментальных задач по химии различных типов. Задачи: 1. Совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения в органической химии. 2. Овладение навыками практической деятельности. 3. Решение расчетных задач повышенной сложности. 4. Формирование навыков исследовательской деятельности. 5. Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования. 6. Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии. Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом: В результате прохождения программы элективного курса: Учащиеся должны знать: Химические свойства классов органических соединений; Признаки, условия и особенности химических реакций в органической химии; Номенклатуру органических соединений; Алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности. Учащиеся должны уметь: Производить расчеты по формулам и уравнениям реакций; Производить расчеты на определение компонентов смеси; Производить расчеты на определение формул соединений; Раскрывать генетические связи в органической химии; Решать экспериментальные задачи по органической химии; Самостоятельно создавать алгоритмы решения задач; Осуществлять переход от одного класса органических веществ к другому; Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли; Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками. Задачи курса: обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) формирование "базы знанийхимии, позволяющей беспрепятственно оперировать теоретическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний. научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий. развить навыки решения экспериментальных задач. научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания. родготовить к успешной сдаче ЕГЭ по химии. развивающие: (формирование регулятивных УУД) умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формировать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность; участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация. Функции курса ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; компенсация недостатков ЗУН по химии. Методы и формы обучения Методы и формы обучения определяются требованиями обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения курса: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов); личностно - деятельностный и субъект – субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие). Для работы с учащимися, безусловно, применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам экспериментальной работы по указанной теме. Таким образом, данный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы. Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для обучающихся. Все свойства, входящие в курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество. Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивноассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ЕГЭ Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН. Планируемые результаты освоения курса ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных результатов освоения курса выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению; готовность и способность обучающихся руководствоваться принятыми в обществе правилами и нормами поведения; наличие правосознания, экологической культуры; способность ставить цели и строить жизненные планы. Личностные результаты курса отражают сформированность опыта познавательной и практической деятельности обучающихся в процессе реализации образовательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к закону и правопорядку; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе; готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов; способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности; 2) патриотического воспитания: ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной химии; уважения к процессу творчества в области теории и практического приложения химии, осознания того, что данные науки есть результат длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков; интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе информации о передовых достижениях современной отечественной химии; 3) духовно-нравственного воспитания: нравственного сознания, этического поведения; способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций нравственных и правовых норм и с учётом осознания последствий поступков; 4) формирования культуры здоровья: понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни, в трудовой деятельности; понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения); 5) трудового воспитания: коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности, общественно полезной, творческой и других видах деятельности; установки на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках своего класса, школы); интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний по химии; уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности; готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества; 6) экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику существования жизни на Земле; понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических процессов на состояние природной и социальной среды; осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов рационального природопользования; активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно противостоять идеологии хемофобии; 7) ценности научного познания: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия; убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной культуры, в решении глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена общества; естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях; интереса к познанию, исследовательской деятельности; готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями; интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты элективного курса по химии на уровне среднего общего образования включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие); универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся; способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике. Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями. Познавательные универсальные учебные действия 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления: выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций; устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; применять в процессе познания используемые в химии символические (знаковые) модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции – при решении учебных познавательных и практических задач, применять названные модельные представления для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций. 2) базовые исследовательские действия: владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций; формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной работе; приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. 3) работа с информацией: ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость; формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа; приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие); использовать научный язык в качестве средства при работе с химической информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру; использовать знаково-символические средства наглядности. Коммуникативные универсальные учебные действия: задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного проекта, и формулировать выводы по результатам проведённых исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями. Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность, определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о веществах и химических реакциях; осуществлять самоконтроль деятельности на основе самоанализа и самооценки. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения элективного курса включают специфические для учебного предмета «Химия» научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по получению нового знания и применению знаний в различных учебных ситуациях, а также в реальных жизненных ситуациях, связанных с химией. В программе по химии предметные результаты представлены по годам изучения. Предметные результаты освоения курса отражают: сформированность представлений: о месте и значении органической химии в системе естественных наук и её роли в обеспечении устойчивого развития человечества в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия – химический элемент, атом, ядро и электронная оболочка атома, s-, p-, d-атомные орбитали, основное и возбуждённое состояния атома, гибридизация атомных орбиталей, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, структурные формулы (развёрнутые, сокращённые, скелетные), изомерия структурная и пространственная (геометрическая, оптическая), изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие органические соединения, мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения; теории, законы (периодический закон Д. И. Менделеева, теория строения органических веществ А. М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений; представления о механизмах химических реакций, термодинамических и кинетических закономерностях их протекания, о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекулах (индуктивный и мезомерный эффекты, ориентанты I и II рода); фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека, общих научных принципах химического производства (на примере производства метанола, переработки нефти); сформированность умений: выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании состава, строения и свойств органических соединений; сформированность умений: использовать химическую символику для составления молекулярных и структурных (развёрнутых, сокращённых и скелетных) формул органических веществ; составлять уравнения химических реакций и раскрывать их сущность: окислительновосстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций, реакций ионного обмена путём составления их полных и сокращённых ионных уравнений; изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации их химического и пространственного строения; сформированность умений: устанавливать принадлежность изученных органических веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений, давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC) и приводить тривиальные названия для отдельных представителей органических веществ (этилен, ацетилен, толуол, глицерин, этиленгликоль, фенол, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, муравьиная кислота, уксусная кислота, стеариновая, олеиновая, пальмитиновая кислоты, глицин, аланин, мальтоза, фруктоза, анилин, дивинил, изопрен, хлоропрен, стирол и другие); сформированность умения определять вид химической связи в органических соединениях (ковалентная и ионная связь, σ- и π-связь, водородная связь); сформированность умения применять положения теории строения органических веществ А. М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и строения; сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и химические свойства типичных представителей различных классов органических веществ: алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, простых и сложных эфиров, жиров, нитросоединений и аминов, аминокислот, белков, углеводов (моно-, ди- и полисахаридов), иллюстрировать генетическую связь между ними уравнениями соответствующих химических реакций с использованием структурных формул; сформированность умения подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи (σ- и πсвязи), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах; сформированность умения характеризовать источники углеводородного сырья (нефть, природный газ, уголь), способы его переработки и практическое применение продуктов переработки; сформированность владения системой знаний о естественно-научных методах познания – наблюдении, измерении, моделировании, эксперименте (реальном и мысленном) и умения применять эти знания; сформированность умения применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций; сформированность умений: выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественно-научных предметов для более осознанного понимания сущности материального единства мира, использовать системные знания по органической химии для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих естественно-научную природу; сформированность умений: проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин (масса, объём газов, количество вещества), характеризующих вещества с количественной стороны: расчёты по нахождению химической формулы вещества по известным массовым долям химических элементов, продуктам сгорания, плотности газообразных веществ; сформированность умений: прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ, использовать полученные знания для принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией; сформированность умений: самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цель исследования, представлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность; сформированность умений: соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья, окружающей природной среды и достижения её устойчивого развития; осознавать опасность токсического действия на живые организмы определённых органических веществ, понимая смысл показателя ПДК; анализировать целесообразность применения органических веществ в промышленности и в быту с точки зрения соотношения риск-польза; сформированность умений: осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать её и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей. № Название (темы) модуля Количество часов Введение Теория строения органических соединений. Углеводороды Кислородсодержащие органические вещества Азотсодержащие органические вещества 2 7 13 37 9 Общее количество часов 68 Из них теория практика 1 1 5 2 8 5 22 15 5 4 41 27 Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (Химия. 10 класс) Введение. (2 часа) Введение. Общие требования к решению экспериментальных задач. Оформление результатов химического эксперимента. Правила техники безопасности Тема 1. Теория строения органических соединений. (7 часов) Основные положения теории химического строения. Составление гомологов, изомеров, структурных формул по названиям веществ. Принципы построения названий органических веществ Тема 2. Углеводороды. (13 часов) Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола; качественные реакции, изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение на основе свойств. Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (37 часов) Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на химические свойства веществ. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов. Тема 4. Азотсодержащие органические соединения. (9 часов) Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты.. .Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Элективный курс «Трудные вопросы в органической химии», 10 класс № п/п 1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема урока Правила техники безопасности. Основное лабораторное оборудование. Знакомство с оборудованием лаборатории. Практическая работа №1. Особенности органических веществ (безопасные методы работы с горючими веществами). Практическая работа №2. "Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ" Практическая работа №2. "Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ" Решение практических и расчетных задач Систематизация и обобщение знаний по теме Семинар 1 "Строение органических соединений". Вопросы и упражнения Семинар 1 "Строение органических соединений". Задачи Обобщение по теме «Основные понятия органической химии». Октановое число различных алканов (экологические проблемы, связанные с топливом, разливами нефти). Практическая работа № 3 "Определение качественного состава органических соединений" Решение заданий формата 10 задания ЕГЭ по химии. Практическая работа №4. Получение и химические свойства алканов (метан как экологически безопасное топливо). Практическая работа №5. Синтез бромэтана. Практическая работа №6. Получение этилена и его свойства. Практическая работа №7. Получение ацетилена и его свойства. Генетическая связь между различными классами углеводородов Семинар 2 "Углеводороды". Вопросы и упражнения Количество часов Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата изучения 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Решение заданий формата 11 задания ЕГЭ по химии. Решение заданий формата 12 задания ЕГЭ по химии. Семинар 2 "Углеводороды". Задачи Обобщение по теме «Углеводороды». Практическая работа №8. Свойства одноатомных спиртов (воздействие на живые организмы низших спиртов). Практическая работа №9. Качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы (экологически безопасные материалы на основе фенола, воздействие на организмы этиленгликоля). Практическая работа №10. Решение экспериментальных задач по органической химии по теме «Спирты и фенолы». Практическая работа №11. Альдегиды (физиологическое воздействие альдегидов). Практическая работа №12. Изучение свойств карбоновых кислот (безопасное обращение с уксусной кислотой). Решение заданий формата 14 задания ЕГЭ по химии. Практическая работа №13. Получение простых и сложных эфиров. Практическая работа №14. Свойства высших карбоновых кислот. Практическая работа №15. Свойства мыла (нарушения экосистем при воздействии мыльных растворов). Практическая работа № 16. Решение экспериментальных задач по теме: «Кислородсодержащие органические вещества» Практическая работа № 16. Решение экспериментальных задач по теме: «Кислородсодержащие органические вещества» Практическая работа №17. Гидролиз жиров (превращение жиров в живых организмах). Практическая работа №18. Систематический качественный анализ искусственных полимеров. Семинар 3 "Кислородсодержащие органические соединения: спирты, фенолы, простые эфиры". Вопросы и упражнения. Семинар 3 "Кислородсодержащие органические соединения: спирты, фенолы, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. простые эфиры". Задачи Практическая работа №19. Свойства глюкозы и сахарозы (биологическая значимость глюкозы и сахарозы). Решение заданий формата 15 ЕГЭ по химии Решение заданий формата 16 ЕГЭ по химии Решение задач на выход продукта реакции Решение задач на тепловой эффект реакции Решение заданий формата заданий 10-16 ЕГЭ по химии. Решение задач на установление структуры алканов Решение задач на установление структуры алкенов Решение задач на установление структуры алкинов Решение задач на установление структуры алкадиенов Решение задач на установление структуры аренов Решение задач на установление структуры спиртов Решение задач на установление структуры фенолов Решение задач на установление структуры альдегидов и кетонов Решение задач на установление структуры карбоновых кислот Свойства и получение органических соединений двойственной химической природой. Решение расчётных задач: по уравнению химической реакции, на определение молекулярной формулы органического вещества Практическая работа № 20. Решение экспериментальных задач по теме "Кислородсодержащие органические вещества" Семинар 4 "Кислородсодержащие органические соединения: альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры". Вопросы и упражнения. Семинар 4 "Кислородсодержащие органические соединения: альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры" Задачи. Генетическая связь углеводородов и кислородсодержащих органических веществ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Решение заданий формата 32 ЕГЭ по химии Практическая работа № 21 "Решение экспериментальных задач по теме: "Распознавание кислородсодержащих органических соединений" Практическая работа № 22 "Решение экспериментальных задач по теме "Амины" Практическая работа № 23 "Решение экспериментальных задач по теме "Белки". Практическая работа № 24. Решение экспериментальных задач по теме "Распознавание органических соединений" Семинар 5 "Органические азотсодержащие соединения". Вопросы и упражнения. Семинар 5 "Органические азотсодержащие соединения". Задачи Семинар 6 "Важнейшие природные соединения". Вопросы и упражнения. Семинар 6 "Важнейшие природные соединения". Задачи Практическая работа № 12. Решение экспериментальных задач по теме "Распознавание органических соединений" Семинар 5 "Органические азотсодержащие соединения". Вопросы и упражнения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел IV Комплекс организационно-педагогических условий Для успешной реализации данной программы необходим ряд условий: Оборудование НАНО-лаборатории: 1.Магнитная мешалка с подогревом 2. Дистиллятор лабораторный 3.Нагревательная плитка 4.Водяная баня 5.Центрифуга 6.Муфельная печь 7.Лабораторные весы 8.Аналитические весы 9.Стереомикроскоп 10.Металлографический микроскоп исследовательского класса 11. Цифровая лаборатория «Химия» профильная для педагога Список литературы 1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986. 2. Большакова А.В., Дубровин Е.В., Протопопова А.Д, Синицына О.В., Смирнов С.Ю., Яминский И.В. Пять нобелевских уроков. – СПб: АНПО «Школьная лига». 2013. – 96 с. 3. Воронов, В.К. Физика на переломе тысячелетий: Физические основы нанотехнологий / В.К. Воронов, А.В. Подоплелов, Р.З. Сагдеев. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 432 с. 4. Гусев А. И. Наноматериалы, наноструктуры, нанотехнологии. – Физматлит, 2009. – 416 с 5. Жданов Э.Р., Лачинов А.Н., Галиев А.Ф. Учебные демонстрации с элементами «Нано». – СПб.: АНПО «Школьная лига», Издательство «Лема», 2013. – 56 с. 6. Лаборатория Кота Шрёдингера. Образовательная программа школьного дополнительного образования и методические рекомендации к ней / Под ред. Е.И.Казаковой — СПб.: Школьная лига, 2015. — 76 с. 7. Лаврентьев А.Г. Возможности СЗМ «NanoEdukator». – СПб: АНПО «Школьная лига». 2013. – 35 с. 8. Люблинская И. Е. STEM в школе и новые стандарты среднего естественнонаучного образования в США / Проблемы преподавания естествознания в Россиии за рубежом / Под редакцией Петровой Е. Б. - М .: ЛЕНАНД, 2014 - 160 с. - С.6-24(Психология, педагогика, технология обучения. № 44) 9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.:«Педагогика», 1972. – 168 с. 10. Школа и бизнес: опыт взаимодействия. Четыре шага к технопредпринимательству. Сборник / Авторы-составители Эпштейн М.М., ЮшковА.Н. — СПб: АНПО «Школьная лига», 2014. – 96 с. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы - М.: Просвещение, 2013г. 2 . Кузьменко, И. Е. Тесты по химии. 8-11 классы: учебное пособие / Н. Е. Кузьменко, В. Ерёмин. М. : Экзамен, 2014. 3. Савин, Г. А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы / Г. А. Савин. Волгоград: Учитель, 2022. 4. Савин, Г. А. Олимпиадные задания по неорганической химии. 9-10 классы / Г. А. Савин. Волгоград: Учитель, 2022. 5. Новый репетитор по химии/ под ред. А.С. Егорова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2022.-762 с.