Рабочая программа English 5-9 (углубление 8-9 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и молодежной политики Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда»

РАССМОТРЕНО
МО учителей иностранных
языков
_________ /Резвова В.Ю/
Протокол №1 от
«02» сентября 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
НМР
__________ /Шагалова И.В./
от «02» сентября 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

___________/Андреева Е.А./
Приказ №280
от «02» сентября 2024 г.

Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Английский язык. Углублённый уровень»
(вариант 2)
для обучающихся 5-9 классов

Волгоград 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для учащихся 5-9 классов с углубленным
изучением английского языка и составлена в соответствии с ФГОС ООО, утверждённым
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 568), на основе Концепции преподавания
иностранного языка (английский) в РФ, в соответствии с требованиями «Примерной
программы по учебным предметам (Английский язык 5-9 классы)», одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21
от 27.09.2021г, «Универсального кодификатора распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания по английскому языку для использования в
федеральных и региональных процедурах оценки качества образования. Одобрен
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 12.04.2021 г. №1/21)». Программа построена с учетом авторской программы
В.Г. Апальков «Английский язык Рабочие программы» Предметная линия учебников И.Н.
Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2021.
Рабочая программа является частью образовательной программы основного общего
образования МОУ «Гимназия №11».
Программа содержит необходимые изменения в соответствии с ФОП основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования"
Предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков
в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, они должны отражать
сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне
(уровне А2 в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным
языком).
В ФГОС основного общего образования выделены 11 тем, на базе которых
обеспечивается овладение основными видами речевой деятельности:
– Взаимоотношения в семье и с друзьями.
– Внешность и характер человека
– Свободное время современного подростка.
– Здоровый образ жизни.
– Школа.
- Покупки
- Виды отдыха.Путешествие
- Жизнь в городе и деревне
– Природа.Климат Погода.
– Средства массовой информации и Интернет.
– Родная страна и страна/страны изучаемого языка.
Данные темы содержательно расширяются в 5−9 классах в соответствии с
возросшим, по сравнению с начальной школой, уровнем владения иностранным языком.
В программе учтены следующие новые предметные результаты, овладеть
которыми должны обучающиеся на этом уровне образования:
– формирование умения рассматривать несколько вариантов решения
коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорение и
письменная речь);
– формирование умения прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при
решении коммуникативной задачи во всех видах речевой деятельности.
2

Личностные результаты освоения программы соответствующего уровня
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отраженными в программе воспитания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекта:«Английский язык» И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева.
М.: Просвещение, 2021.
УМК «Английский язык» для VIII класса / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. -М. :
Просвещение, 2021.
УМК «Английский язык» для IX класса / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. -М. :
Просвещение, 2021.
Курс изучается в объеме 680 часов, 4 часа в неделю в соответствии с учебным планом
гимназии.
Общая характеристика курса
В современной школе учебный предмет «Иностранный язык» является средством
познания других народов и стран, их культуры, инструментом межкультурного общения,
способом более глубокого осмысления родного языка, родной культуры.
Целью межкультурного обучения иностранным языкам является формирование
такого качества языковой личности, которое позволяет ей выйти за рамки собственной
культуры и приобрести качества посредника культур, не утрачивая собственной
культурной идентичности.
Это означает, что выпускник школы должен хорошо знать собственную культуру и
культуру страны изучаемого языка в рамках изучаемых тем и ситуаций общения,
выявлять общее и различное в культурах путем сопоставления с тем, чтобы правильно
строить и расшифровывать поведение представителя другой культуры. Межкультурный
аспект целей обучения в школах с углубленным изучением иностранного языка не
противостоит коммуникативному аспекту, а дополняет его.
В рамках основной общеобразовательной школы выделяют 2 подэтапа V-VII
классы и VIII-IX классы. Такое деление определяется тем, что к концу 6 года обучения
фактически завершается базовая подготовка учащихся в плане овладения языковым
материалом и навыками оперирования им, умениями использования этих навыков во всех
видах речевой деятельности, что соотносится с уровнем А2 «Допороговый». Основной
целью первого подэтапа V-VII классы является более целенаправленное развитие
коммуникативных умений учащихся. При этом большое внимание уделяется обучению
монологической и диалогической речи. Также расширяется круг ситуаций речевого
общения. Изучение культур стран изучаемого языка происходит в процессе сопоставления
с культурой России. С этой целью в УМК широко представлены материалы по России, ее
политической и духовной жизни. Большое место занимают проблемы более общего
характера: экологии, среды обитания, роли человека в ней, искусства, спорта и т.д. В
процессе обсуждения данной проблематики учащиеся решают более сложные задачи,
связанные с выражением своего мнения, аргументации суждений. Дальнейшее развитие
получают умения в диалогической речи с учетом особенностей социолингвистических
факторов коммуникативной ситуации. На данном этапе получают дальнейшее развитие
умений в аудировании, чтении и письменной речи. Значительно увеличивается объем
текстов, происходит овладение стратегиями аудирования (понимание основного
содержания, детального понимания и понимания необходимой информации аудиотекста),
стратегиями чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое). На данном этапе
3

продолжают развиваться метапредметные и компенсаторные умения. Предполагается
овладение уровнем А2 «Допороговый», но для отдельных видов речевой деятельности
возможно достижение уровня В1 «Пороговый продвинутый». Подобная ассиметрия
допустима для всех учащихся.
Второй подэтап VIII-IX классы закрепляет и совершенствует сформированные
ранее навыки и умения и является новым шагом в изучении языка. Ситуации речевого
общения носят глобальный характер. Обучение устной речи проводится в ситуациях
общения, предполагающих дискуссию и обмен мнениями. Таким образом, коммуникация
переходит на качественно иной уровень. Продолжается работа с акцентом на этику
общения. Более разнообразные формы предполагает работа с лексикой (словообразование,
синонимии, антонимии, фразовым глаголам, стилистической дифференциации лексики,
политкорректности в языке и дискурсе).
В VIII-IX классах формируются достаточно прочные представления о
закономерностях функционирования английского языка, в центре внимания оказываются
сложные грамматические структуры сослагательного наклонения, пассивного залога,
модальные глаголы, неличные формы глагола. Работа над чтением четко ведется по трем
различным направлениям, тексты носят аутентичный объемный характер. То же можно
сказать и о текстах на аудирование. Значительное изменение претерпевает работа над
письменной речью. Именно здесь начинается последовательная работа над творческим
письмом. На данном этапе становится реальной предпрофильная подготовка за счет
расширения тематики общения, проектных заданий, которые имеют определенную
профессиональную направленность.
Цели и задачи курса
В современной школе предмет «Иностранный язык» входит в область «Филология»
и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более
глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения английскому языку
как одному из языков международного общения.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
- развитие коммуникативных умений и навыков, понимаемых как способность личности
осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и
социокультурных знаний, речевых навыков в совокупности составляющих — речевых,
языковых, социокультурных и учебно-познавательных умений и навыков;
речевые умения и навыки — готовность и способность осуществлять межкультурное
общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и
письменной речи);
языковые умения и навыки — готовность и способность применять языковые знания
(фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования
ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по
сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на
изучаемом языке;
социокультурные/межкультурные умения и навыки — готовность и способность
учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа страны
изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций
общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на
4

разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран
изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти
различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать
социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения
взаимопонимания в процессе общения;
компенсаторные умения и навыки – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передачи информации;
учебно-познавательные умения — готовность и способность осуществлять автономное
изучение иностранных языков, специальные учебные навыки и умения, способы и приемы
самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием
современных информационных технологий; развитие личности учащихся посредством
реализации воспитательного потенциала английского языка:
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими
как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в
поликультурном мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения
иностранного языка т одного языка как средства общения и познания в современном
мире;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности; воспитания качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание
своей собственной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного
языка;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об
общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости
отказа от вредных привычек.
Таким образом, главные цели курса соответствуют тому, что зафиксировано в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
по иностранному языку, а сам курс полностью соответствует Примерным программам по
иностранному языку для основного общего образования, Основной образовательной
программе образовательного учреждения.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой
деятельности;
- формирование и развитие языковых навыков;
- формирование и развитие социокультурных умений и навыков;
- формирование универсальных учебных действий;
Все вышесказанное свидетельствует о полном соответствии целей и задач курса, тематики
и результатов обучения требованиям основных федеральных документов.
Планируемые результаты освоения учебного курса
(личностные, метапредметные и предметные)
5

Федеральный государственный стандарт основного общего образования
формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в
единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие
психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных
особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные
учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и
развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими
видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Приоритетное значение в развитии УУД в подростковом возрасте (в основной
школе) приобретают коммуникативные учебные действия. Задача основной школы —
«учить ученика учиться в общении».
Личностные результаты
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность
выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление
продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный
язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими
словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что
иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что
необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку.
Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная
и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого.
Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый
ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует
последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует
развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность.
Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют
определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности.
С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении
различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о
вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности.
При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у
школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место
другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют
возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах
жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и
готовности вступить в диалог с представителями других культур.
При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть
патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим
проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические
ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса,
страны и мира в целом.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение
иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
— формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление
к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование
коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;
6

— развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность,
эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям
иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе
учащиеся развивают и совершенствуют навыки и умения учебной и мыслительной
деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных
предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять
ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке
иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным.
При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования
его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное
и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь,
школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к
различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные
социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах.
В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец,
данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен
постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и
самооценку, а также оценку других участников коммуникации.
При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась
корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на
принципах уважения человеческой личности.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение
иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов
на уровне УУД (универсальных учебных действий):
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативных умений, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные
факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных
фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:

ия;

7

специально подготовленный продукт проектирования;
обязанности среди участников проекта;
описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
рии электронную презентацию.
Предметные результаты
В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством
общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при
необходимости переспрашивая, уточняя;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах
изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
– описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного,
выражать
своё
отношение
к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
–
В аудировании:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи
(сообщение/рассказ/интервью);
– воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку,
контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты,
выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В чтении:
– читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания;
– читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста
(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь
оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
– читать
аутентичные
тексты
с
выборочным
пониманием
значимой/нужной/интересующей информации.
В письменной речи:
– заполнять анкеты и формуляры;
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
8

– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать
результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
– применение правил написания слов, изученных в основной школе;
– адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
– соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное,
повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
– распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических
единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
– знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения,
конверсии);
– понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка:
синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
– распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкций изучаемого языка;
– знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм
глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных,
предлогов);
– знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
– знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в
своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
– распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого
этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых
в странах изучаемого языка;
– знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка,
некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок,
пословиц);
– знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
– представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого
языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру);
– представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого
языка;
– понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования
контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных
замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере:
– умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне
отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
9

– владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой
стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
(читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
– умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
– готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную
работу;
– умение
пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
– владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения
иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
– представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
– достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных
контактов в доступных пределах;
– представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и
роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
– приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на
иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное
участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.
В эстетической сфере:
– владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном
языке;
– стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном
языке и средствами иностранного языка;
– развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в
живописи, музыке, литературе.
В трудовой сфере:
– умение рационально планировать свой учебный труд;
– умение работать в соответствии с намеченным планом.
В физической сфере:
– стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт,
фитнес).
Содержание курса
Предметное содержание речи 5 класс
1. Повторение
Информация о себе. Повседневная жизнь. Свободное время. Путешествия. Страны.
2. Мир вокруг нас
Континенты и страны; национальности; языки; столицы ведущих держав мира;
англоязычные страны; английский – язык мирового общения; некоторые особенности
английского языка в США. Экологические проблемы окружающей среды; животный и
растительный мир; исчезающие виды растений и животных; загрязнение воздуха, земли и
воды, 22 апреля – день Земли.
10

3. Географический и политический взгляд на Великобританию
Географическое положение:
воды, омывающие островное государство; два главных острова Британских островов;
основные части в Великобритании и их столицы; нации Соединенного Королевства,
основные языки; флаг и иные символы королевства; политические институты; монархия,
королевская семья; парламент, его палаты; правительство Соединенного Королевства;
стиль жизни
4. Здоровье и здоровый образ жизни
Здоровье человека; симптомы болезней; части тела; посещение врача; название
недомоганий; обсуждение самочувствия; забота о здоровье; практические советы по
поддержанию физической формы; занятия спортом как необходимость.
5. Спорт и игры
Виды спорта и спортивные игры; национальные команды; известные спортивные
турниры; летние и зимние виды спорта.

6. Покупки
Наименования продуктов; виды магазинов; меры веса; общение с продавцом; виды
упаковок; британские и американские деньги, поход в промтоварный магазин.

Языковые средства
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 5 классе составляет более 1250 единиц, из них 200-250
новых лексических единиц для продуктивного усвоения.
Основные способы словообразования:
1. Аффиксация
- глаголов dis-, re-,ise/ize;
- существительных –sion, tion, -ance/-ence,-ment,ship,-ness,-ing;
- прилагательных Adj+ -y (cloud - cloudy);
- наречий –ly;
- числительных –teen, -ty, -th;
- модель Adj + th (warm-warmth, long-length);
- N+ ese, an, ness (China-Chinese, Canada- Canadian, white - whiteness);
- V+ able (imagine - imaginable).
2. Субстантивация прилагательных (the British, the English).
3. Полисемантические слова (bell -1) колокол, 2) звонок; change – 1) менять,2) делать
пересадку).
4. Синонимы (ill-sick, high-tall).
5. Антонимы (easy – difficult, good - bad).
6. Омонимы (hour – our, there - their).
7. Глаголы, которые управляются предлогами (ask for, agree to, apologise for).
8. Лексика, представляющая определенные трудности в употреблении (watch-clock,
cabbage-cabbages, clothes - clothing).
9. Лексические единицы, обозначающие части целого (a carton of cream, a bag of flour, a
loaf of bread).
10. Речевые клише, которые включают в себя:
- разговорные формы приветствия (Morning. Good morning. );
- разговорные формулы прощания (So long. See you soon. See you tomorrow.);
11

-разговорные формулы, позволяющие высказывать приглашение, сделать предложение
(How about going to…, I feel like playing …);
-разговорные формулы выражения благодарности (Thank you for your help. Thanks. My
pleasure.);
- разговорные формулы, позволяющие вести беседу за столом (What would you like to
have? What kind of salad would you like?);
- разговорные формулы, позволяющие обсуждать вкусы, склонности людей (I like it. I
really like it very much.);
- разговорные формулы, позволяющие обсуждать погоду (It’s nice today, isn’t it? ).
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, знакомство с новыми
грамматическими явлениями.
Нераспространенные и распространенные простые предложения, предложения с it и there
+ to be.
Сложносочиненные предложения с союзами and, but, or.
Сложноподчиненные предложения с союзами because, if, when.
Все типы вопросительных предложений в Present, Past, Future Simple, Present, Past
Progressive, Present Perfect.
Предложения с конструкциями either…or, neither…nor, to be going to, it takes me …to do
something, to be/used to do…
Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном
наклонении, страдательного залога в прошедшем времени(the book was bought/ books are
bought in the shops).
Модальные глаголы can/could, must/have to, shall/should.
Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в
настоящем и прошедшем времени (He said he liked apples/He says he likes apples ).
Определенный и неопределенный артикль, в том числе и нулевой (a red dress).
Неисчисляемые и исчисляемые существительные (jam-sweet, milk-book).
Степени сравнения прилагательных(good-better-the best, bad-worse-the worst, more beautiful
– the most beautiful, short-shorter-the shortest).
Личные и возвратные местоимения (myself, himself, ourselves/ I, we, they, you).
Числительные для обозначения дат (the first, the second, the third).
Предметное содержание речи 6 класс

1. Погода
Каникулы. Путешествия. Прогноз погоды. Работа метеоцентра. Погода в разных странах.
2. Климат
Климат в России. Погодные условия. Климатические зоны России.
3. Природный мир
Карта погоды. Одежда на разную погоду. Содержание животных
4. Что мы знаем о Великобритании?
История Британии. Хеллоуин. Британские и Русские праздники.
5. Англия
12

Географическое расположение стран. Регионы Англии.
6. Англия
Королевская семья. Королева Елизавета Вторая. Генеалогическое дерево семьи
Виндзоров. Карта Лондона.
7. Родина Шекспира
Английские монархи. Посещение театра.
Биография Уильяма Шекспира. Поздравительные открытки. Английская открытка.
Традиция поздравлений в России.
8. Повторение
Биография Шекспира. Английские открытки.
9. Праздники
Рождество в странах Европы.
10. Шотландия
Творчество шотландских поэтов. Географическое положение Шотландии.
11. Уэльс
Географическое положение Уэльса.
12.США
Туристические места. Американские газеты.
13. Географическое положение США
Географическое положение США. Население США.
Языковые средства
Лексическая сторона речи
Объём лексического материала в VI классе составляет более 1450 единиц, из
них более200 новых единиц для продуктивного усвоения.
Основные способы словообразования:
1.Деривационные модели:
модель V+ -er для образования имен существительных со значением деятеля (reader,
producer);
модель V+ -tion для образования абстрактных имен существительных (population,
pollution);
модель V+ -ment для образования имён существительных, обозначающих процесс,
состояние, результат (development);
модель Adj+ -ness для образования имен существительных, обозначающих качество
(whiteness);
модель N+ - less для образования имен прилагательных отрицательной семантики
(waterless);
модель un+ -Adj (unknown);
модель in+Adj (incomplete);
13

модель Adj –V ( warm-to warm);
модель N-V (play-to play).
2. Словосложение
Модель N+N для образования сложных имен существительных (greenhouse,
weatherman, waterway, department store).
3. Полисемантические слова (busy-1) занятой 2)оживленный
Абстрактные существительные (progress, wisdom, poverty).
4. Фразовые глаголы ( to look, to take, to give, to make).
5. Лексика, представляющая определенную сложность в употреблении (its-it`s, such-so,
enough milk, но easy enough).
6. Синонимы (bank – shore).
7. Предлоги, представляющие определенные трудности в употреблении (marks in a subject,
but marks for an answer; in the south – to the south of; Bill of Rights, но bill on education).
8. Интернациональные слова (company, criminal, poetry, passport, visitor).
9. Речевые клише, принятые при написании различного рода открыток (Birthday cards,
Congratulation Cards, Sympathy Cards, Get-well Cards, Special Occasion Cards).

Грамматическая сторона речи
I Морфология
1.Имя существительное
употребление артикля с различными разрядами имен существительных в восклицательных
предложениях (What a day! What days!)
2.Имя прилагательное
превосходная степень многосложных прилагательных по модели least + Adj (Leastpopular).
3.Имя числительное
имена числительные million, thousand, hundred;
противопоставление числительных million, thousand, hundred омонимичными именам
существительным (two millions stars – millions of stars).
4. Наречие
место наречий неопределенного времени в предложении (generally, seldom, often, never),
включая предложения с глаголом to be (She often comes home late. She is often late);
наречие enough в структурах enough +N и Adj+enough (enough money – warmenough).
5. Глагол
формы Past Perfect в повествовательных, отрицательных предложениях и вопросах
различных типов;
временные формы Future Progressive в повествовательных, отрицательных предложениях и
вопросах различных типов;
рассмотрение грамматических времен Past Progressive и Future Progressive; Past Simple, Past
Progressive, Past Perfect в оппозиции к друг другу;
перевод прямой речи в косвенную, когда предложение в прямой речи представляет собой
сообщение об общеизвестных истинах или предлагает информацию о точном времени в
прошлом; выбор грамматического времени в подобных предложениях (My friend said they
met on March 2.
сложное дополнение после:
а) глаголов want, expect и оборота would like (I expect you to do it);
б) глаголов чувственного восприятия see, hear, feel, watch etc. (I felt Nina touchingmy arm );
в) глагола make в значении «заставлять» (They made us go there);
14

предложения с глаголом make в значении «заставлять» в активном и пассивном залоге (I
made him do it);
предложения с глаголом let в активном залоге и структура to be allowed to dosomething (I let
him to do it);
причастие I и причастие II; семантические различия и различия в функционировании
причастий I и II (playing children, fallen leaves).
II Синтаксис
1. Восклицательные предложения по разным моделям (What wonderful weather!)
2. Фиксированный порядок слов в английском предложении; порядок следования членов
предложения; возможность изменения постановки наречия места и времени в
предложении.
Предметное содержание речи 7 класс
1. Моя Родина - Россия
Политическая система РФ, Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума,
география страны и ее климат, население, города России, Москва, Красная площадьсердце России, увлечения россиян, обычаи и традиции, религия в РФ, великие люди
России, знаменательные исторические даты, Россия глазами иностранцев, праздники в
РФ.
2. Английский язык- язык мирового общения
Существующие варианты английского языка, распространение английского языка в мире
на протяжении истории его развития, богатство английского лексикона, пути пополнения
словарного состава языка, заимствования, английский язык как предмет изучения, почему
важно уметь общаться на английском языке.
3. Мир вокруг меня
Семья и родственники, периоды жизни человека, любимые занятия и интересы.
4. Уникальность человеческой личности
Внешность человека и черты его характера, мнения, привычки, вкусы.
Толерантность по отношению к привычкам, вкусам и особенностям других людей,
правила хорошего тона, мы все разные, мы все похожи.
5. Рождественские праздники
Рождество в западных странах, Рождество в России, рождественские подарки,Санта-Клаус
и Дед Мороз, рождественские каникулы, новогодние и рождественские традиции.
6. Удовольствие чтения
Книги и авторы, различные виды книг, выбор литературы для чтения, библиотеки и их
роль в культурной жизни страны и образовании, ведущие библиотеки мира, история
создания книг, знаменитые писатели, отношение к книге в современном мире.
7. Популярные виды искусства
Различные виды искусства, музыка, музыкальные инструменты, театр и кино, некоторые
факты из истории театра и кино, театры и кинотеатры, как устроен театр, актерская
профессия, виды пьес и кинофильмов.
8. Спорт в нашей жизни

15

Значение спорта в жизни человека, зимние и летние виды спорта, спортивные игры,
Олимпийские игры, история олимпийского движения, популярные виды спорта,
известные спортсмены, физкультура в школе.
9. Исследование мира
Повторение изученных языковых ситуаций
Языковые средства
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 7 классе – 1650 единиц, из них 200-250 новых
лексических единиц для продуктивного усвоения.
Основные способы словообразования:
Деривационные модели:
модель N + full для образования имен прилагательных (handful, glassful, mouthful, cupful
etc);
модель N+ hood для образования имен существительных (boyhood, childhood,
neighbourhood, etc);
модель N+ ous для образования имен прилагательных (poisonous, wonderousmysterious);
модель Adj+ ly для образования имен прилагательных (kindly);
модель
N+
ly
для образования имен прилагательных (shapely).
Словосложение
модель N+ Adj для образования сложных прилагательных –наименований цвета (emerald
green, mouse grey, coal black, blood red);
модель N + in law для образования сложных существительных, обозначающие термины
родства (mother - in –law, father-in0law, son-in-law etc);
модель Num+ year- old для образования сложных прилагательных, обозначающих
возраст (3- year –old etc).
Полисемантические слова
(Fortune, interpret, pop, realise, wind etc.).
Cинонимы, подчеркивающие дифференцирующую функцию (shout-scream-cry; betweenamong, repair-mend, gold-golden, tell-say-speak, etc).
Лексические единицы, различающиеся в двух вариантах английского языка (trainers (BrE)
– sneakers (AmE), athletics (BrE) – track-and-field(Am).
Антонимы ( up-to-date – old-fashioned, friend-enemy, tiny-bulky, sharp-blunt, likes- dis(likes,
broad-narrow, heavy-light etc).
Фразовые глаголы ( to get, to turn, to rush, to run, to set, to do). Омонимы (sun-son, fair (hair)
– fair (enough) etc.).
Лексика, употребляемая предлогами (to interpret to smb, disappointed in/with smb,
disappointed at/about smth, to struggle for smth, to knock at/ on smth etc.).
Устойчивые сочетания, фразеологические единицы, включая пословицы и поговорки.
Устойчивые сравнительные обороты, образованные по модели as+Adj+as+ N (as poor as a
church mouse, as brave as a lion etc.)
Лексика, необходимая для построения логического текста:
единицы для указания на начало и конец текста, возврат к высказанному положению,
упорядочивание последовательности изложения и т.д.текста (first ofall, next, then, after that,
afterwards, later on, meanwhile, finally etc);
единицы, соединяющие различные части текста – connectors (so, as, anyhow, however,
actually, that’s why, on the contrary etc.)
Грамматическая сторона речи
16

I. Морфология.
1)Имя существительное.
особенности орфографии множественного числа существительных, оканчивающиеся на
гласную –о (radios, heroes, zeroes/ zeros etc);
нерегулярные случаи образования множественного числа (ox-oxen, deer-deer,swine-swine etc);
особенности употребления субстантивов (fruit/ fruits, а также fish/fishes)
собирательные имена существительные (block, pack school, pride, audience, team, crew,
police etc);
переход неисчисляемых имен существительных в разряд исчисляемых с изменением
значения субстантивов (glass – a glass, paper- a paper, water – a mineralwater etc.);
использование неопределенного артикля с именем существительным в функции
подлежащего, именной части составного именного сказуемого, дополнения (A stranger
wants to see you. He is a doctor in hospital. I would like anapple, please. etc);
использование определенного артикля для обозначения класса лиц или предметов, а также
уникальных, единственных в своем роде предметов;
употребление артиклей с названием трапез;
употребление артиклей с именами существительными school, church, work, bed;
устойчивые сочетания с неопределенным артиклем ( in a hurry, in a whisper, in a low/ loud
voice, for a while, to have a swim/ a talk/ a smoke, to be at a loss, to tell a lie, to go for a walk,
to have a good time);
неопределенный артикль с именами существительными в функции описательного
определения (It happened in a small town in England. We met on awonderful spring morning);
употребление определенного артикля для обозначения единичности, гдеa=one;
употребление неопределенного артикля в значении «любой», «всякий»,
«каждый», «какой-то»;
употребление неопределенного артикля для классификации объектов и для их
наименования;
употребление артиклей с наименованиями времен года (a frosty winter, early winter, in the
winter etc);
употребление артиклей с именами существительными, обозначающими части суток (on a
cold morning, in the evening, at night, next day, yesterday afternoon etc.).
2) Имя прилагательное.
качественные и относительные имена прилагательные;
использование имен прилагательных в сравнительных структурах: as…as, not so …as, not
as…as, Adj+ - er than (happier than before), more+ Adj than ( more pleased than ever);
нерегулярные способы образования сравнительной превосходной степеней сравнения;
прилагательные old, far, late как единицы, имеющие два способа образования степеней
сравнения;
прилагательное near как имеющее две формы превосходной степени.
3) Местоимение
различия в семантике и употреблении неопределенных местоимений any-either.
4) Глагол.
сопоставление времен группы Simple: Present, Past, Future;
сопоставление времен в группе Progressive: Present, Past, Future;
временные формы Present Perfect Progressive (утвердительные, отрицательные и
вопросительные предложения разного типа);
сопоставление времен Present Perfect и Present Perfect Progressive;
временные формы Past Perfect Progressive (утвердительные, отрицательные и
вопросительные предложения разного типа);
временные формы Future Perfect Progressive (утвердительные, отрицательные и
вопросительные предложения разного типа);
способы выражения будущности в английском языке: а) Future Simple; б) оборот to be
going to; в) Present Progressive; г) Future Progressive; д) Future Perfect; е) Present Simple.
17

сопоставление глагольных форм страдательного залога (Present Simple Passive; Past
Simple Passive, Future Simple Passive);
модальные глаголы в сочетании с пассивным инфинитивом (must be explained, ought to be
visited);
cопоставление глагольных форм Present Progressive Passive, Present Perfect Passive, Past
Perfect Passive;
глаголы с предлогами в пассивном залоге (to be laughed at, to be spoken of, tobe looked for);
сослагательное наклонение глагола Subjunctive I в следующих структурах: If I were you, I
would + Inf, If I went there , I would + Inf, If it were…!, I wish it were…!, I wish I had…
Синтаксис.
Сложноподчиненные предложения с придаточными нереального условия в настоящем или
будущем времени.
Придаточные времени и условия в сопоставлении с придаточными дополнительными.
Придаточные условия с unless.

Предметное содержание речи 8 класс

1. Образование
Среднее образование в Великобритании, частная школа «Хэмптон», школа Хогвартс для
ведьм и волшебников. Типы школ, экзамены, школьные предметы, организация учебного
процесса. Образовательная система в США. Моя школа. Школа будущего.
2. Шоппинг: мир денег
Шоппинг в Британии. История денег, что делает деньги ценными. Лексика, необходимая
для общения в магазине, покупатели и продавцы, типы магазинов, покупки, опции,
предлагаемые покупателям.
3. Мир науки и техники
Изобретения и открытия, знаменитые ученые и путешественники. Изобретение телефона.
Виртуальная реальность. Роль роботов жизни человека, люди – роботы. Отрасли науки.
Важнейшие проблемы, которые решает современная наука. Наука будущего.
Компьютеры: вред или польза. Устройство компьютеров.
4. Мир путешествий
Знакомство с Канадой. Первые правила для путешественников. Путешествие в Норвегию.
Виды путешествий. Советы, отправляющимся в путешествие. Как сделать путешествие
приятным. Неприятности, возможные во время путешествия. Диалоги в отеле, на вокзале,
в аэропорту, на улице. Дорожные знаки.
5. Газеты и телевидение. Средства массовой информации.
Пресса в Британии и в мире. Интервью с принцем Уильямом. Рассказ Р. Дала
«Как я стал писателем». Виды газет и телевизионных программ. Профессия журналиста.
Интересные факты из истории газет и журналов.
Языковые средства
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 8 классе – 1700 единиц.
Основные способы словообразования:
18

11. Аффиксация
глаголов dis-, re-,ise/ize;
существительных –sion, tion, -ance/-ence,-ment,ship,-ness,-ing;
прилагательных –y, -ly, -al, -able/-ible, less,-ive;
наречий –ly;
числительных –teen, -ty, -th.
12. Словосложение
Существительное + существительное
Прилагательное +существительное
Прилагательное +прилагательное
Местоимение + существительное.
13. Конверсия
Образование существительных от неопределенной формы глаголов.
Образование прилагательных от существительных.
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, знакомство с
новыми грамматическими явлениями (герундий и инфинитив).
Сложносочиненные предложения с союзами and, but, or.
Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словам because, if, when,
what, which.
Все типы вопросительных предложений в Present, Past, Future Simple, Present, Past
Progressive, Present Perfect.
Условные предложения реального (conditional I) и нереального характера (conditional II,
(conditional III ).
Все типы вопросительных предложений.
Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном
наклонении, страдательного залога в прошедшем времени.
Модальные глаголы can/could, must/have to, shall/should.
Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в
настоящем и прошедшем времени.
Определенный и неопределенный артикль, в том числе и нулевой. Неисчисляемые и
исчисляемые существительные.
Степени сравнения наречий, место наречий в предложении.
Субстантивированные прилагательные.
Фразовые глаголы.
Предметное содержание речи 9 класс
1. Страницы истории: соединяя прошлое и настоящее
Некоторые известные факты российской и британской истории; древние цивилизации
Египта, Греции, Рима, видные государственные и политические деятели прошлого и
настоящего, деятели науки и культуры прошлого; великие открытия человечества, вехи
истории развития цивилизации; уроки истории: мир и войны, военное оружие и техника;
мирное население во время войн и конфликтов.
2. Человек и общество
Известные философы прошлого, общественные и политические деятели прошлого и
современности; мечты человечества об идеальном обществе; Томас Мор и его
«Утопия»; современная мировая история, шаги к миру и взаимопониманию; борьба за мир;
права и свободы человека; международные организации и международное право.
3. Подросток и его мир
19

Жизнь и интересы современных подростков; роль друзей в жизни подростков; детские и
юношеские организации и движения прошлого и настоящего в России и за рубежом;
взаимоотношения подростков и взрослых; «трудный» возраст и его особенности;
преодоление сложностей переходного возраста.
4. Семья в современном мире
Взаимоотношения между детьми и родителями, современный взгляд на браки и разводы;
семья вчера и сегодня; семья в викторианской Англии; ближние и дальние родственники,
семейные обязанности взрослых и детей; искусство жить вместе; английская королевская
семья; свадьба и традиционная свадебная церемония.
Языковые средства
Лексическая сторона речи
1.Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и
ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме 1200 единиц (из них
500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые
словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие
культуру стран изучаемого языка.
2. Основные способы словообразования:
Аффиксация:
глаголов dis- (disagree), mis- (misunderstand), re- (rewrite), - ise/ize (revise/revise);
cуществительных–sion/tion(conclusion/celebration),-ance\ence (performance/influence), -ment
(environment), -ity (possibility), -ness (kindness), - ship (friendship),-ist (optimist),-ing
(meeting);
прилагательных un- (unpleasant), im-/in- (impolite/independent), inter- (international), -y
(busy), -ly (lovely), -ful (careful), -ic (scientific), -al (historical), -ian/an (Russian), - ous
(dangerous), -able/ible (enjoyable/responsible, -less (harmless), -ive (native);
наречий –ly (usually);
числительных –teen (fifteen), -ty (sixty), -th (sixth);
Словосложение
существительное + существительное (peacemaker);
прилагательное + прилагательное (well-known);
прилагательное + существительное (blackboard);
местоимение + существительное (self-respect);
Коверсия
образование существительных по конверсии (to play-play);
образование прилагательных по конверсии (cold-cold winter);
Распознавание и использование интернациональных слов ( doctor).
Представления
о
синонимии,
антонимии,
лексической
сочетаемости,
многозначности.
3. Абстрактные и стилистически окрашенные полисемантические слова (beneficial,
establishment, opportunity, efficient, subsequent, achievement, corruption, policy,
signify, significance, inherit, flourish, emerge etc.).
4. Weblish - сокращения, принятые при переписке по
электронной почте и передаче sms-сообщений (b — be; A3 —anytime, anywhere,
С— see; kno — know; r — are/our; your — yours; d — the; frnds — friends etc.).
5. Фразовые глаголы:
to pick at, to pick on, to pick out, to pick up;
to cut down sth/on sth, to cut in, to cut off, to cut out, to cut up;
to speak for, to speak for yourself, to speak for itself(themselves), to speak
out/up, to speak up for sb (sth), to speak to someone;
to put off, to put on, to put out, to put up, to put up with.
20

6. Синонимы. Коннотативные и стилистические различия синонимов (wellknown—famous — celebrated — notorious, forest — wood — timber, untidy —
scruffy, self-assured — cocky, awkward — clumsy, impertinent — cheek, stomach —
tummy, nightdress — nightie, husband — hubby, friend — buddy (AmE),boring — dull,
look — glance — gaze — stare — glare, fast —rapid — quick, fast — quickly, join
— unite).
7. Фразеологизмы и устойчивые сочетания:
to cast light on sth, to cast one's mind back, to cast sth from one's mind, tocast a
spell on/over sb, to cast a vote, to be cast away;
at the head of the table, to take sth into one's head, to keep one's head, to lose one's
head, to be head over heels in love with sb;
to fall out of love etc.
8. Лексика, управляемая предлогами:
hear of/hear about/hear from available to sb for sth
shout at /shout to aware of sth
think about/think of
contribute to sb
dream about/dream of to aim at
to marry to sb
restrict sth to sth
to marry into a family
9. Знакомые предлоги в новых контекстах:
FOR — ту affection for sb, his demand for money, our desire for freedom, his hate
for sb, his need for help, the reason for his visit, our respect for sb, our love for sb;
ТО — answer to sb, attitude to the problem, addition to the sum, a key to the door, a solution to
the problem, an invitation to the party, a damage to the castle, a reply to the question;
ON—on business, on holiday, on fire, on the phone, on a diet, on an excursion, on a journey, on a
trip, on tour.
10. Лексика, представляющая определённые сложности при использовании в речи
(offspring, historic /historical, economic / economical, policy / politics).
11. Орфографические различия в британском и американксом вариантах английского
языка:
BrE AmE
-our (humour, colour) -or (humor, color)
-tre (centre, litre)
-ter (center, liter)
-nce (pretence, defence)
-nse (pretense, defense)
-i- (skilful, fulfil)
-ii- (skillful, fulfill)jewelleryjewelry
programme program
12. Орфографические и произносительные особенности использования числительных в
устной и письменной речи, различия в использовании числительных в американском и
британском вариантах английского языка.
13.Знакомство с термином «политкорректность», акцентирование внимания на
политкорректном использовании лексики, в том числе на:
особенностях использования единиц man, me, him, his, himself при указании на профессию
и на лицо, пол которого чётко не оговорен (Everybody knows it, don't they?);
особенностях наименования этнических и расовых групп (African —American, Chinese
people);
особенностях наименования людей, относящихся к старшим возрастным группам (senior
citizens) и группам людей с ограниченными возможностями (a person living with AIDS,
people who are visually impaired).
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных
ранее, изнакомство с новыми грамматическими явлениями:
особые случаи образования множественного числа ряда;
21

существительных, заимствованных из греческого и латинского языков (curriculum —
curricula, cactus — cacti/cactuses);
существительные, являющиеся исчисляемыми и неисчисляемыми в своих различных
значениях:
а) неисчисляемые имена существительные переходят в разряд исчисляемых (hair — a
hair, cold — a cold, country —a country, land — a land);
б) вещественные имена существительные переходят в разряд исчисляемых, обозначая
предмет, изготовленный из соответствующего материала (iron — an iron, glass — a glass,
stone
a stone, nickel — a nickel);
в) вещественные имена существительные переходят в разряд исчисляемых, обозначая вид,
сорт или разновидность вещества (soup — a soup, wine — a wine, perfume — a perfume,
money — a money);
г) вещественные имена существительные переходят в разряд исчисляемых, обозначая
порцию вещества (tea — a tea,ice cream — an ice cream, coffee — a coffee);
д) абстрактные имена существительные переходят в разряд исчисляемых, обозначая
разновидность явления (education — a good education, influence — a great influence,
experience
a bitter experience);
е) исчисляемые имена существительные переходят в разряд неисчисляемых (an apple —
apple, a chicken —chicken etc.);
существительные, имеющие одинаковую форму для единственного и множественного
числа (fish, sheep, deer etc.);
использование
определённого,
неопределённого
и
нулевого
артиклей
с
существительными в функции приложения (Denis, a taxi driver, is my friend. Leo Tolstoy,
the famous Russian writer, is well known in the west. The car, the stolen one, was found in the
wood. He was principal of the school.);
использование нулевого артикля с английским существительным man (Man is a child of
nature.);
случаи употребления определённого, неопределённого и нулевого артиклей с именами
людей, когда:
а) им предшествуют такие существительные, как mother, father etc. (Uncle William, Cousin
Rachel);
б) им предшествуют прилагательные true и real (a true Gordon, a real Morrison); в) им
предшествуют прилагательные old, little, poor etc.(poor Sam, sweet Julia); г) речь идет о
незнакомом человеке (a Mr Brown, a Miss Richardson);
д) имя человека переносится на название созданного им предмета (a Harley Davidson, a
Rembrandt); случаи использования определённого и нулевого артиклей с географическими
названиями:
а) естественных и искусственных каналов (the English Channel, the Panama Canal);
б) проливов (the Straight of Dover, the Bosporus);
в) водопадов (the Niagara Falls, the Victoria Falls);
г) пустынь (the Kara-Кит, the Sahara);
д) горных цепей (the Rockies, the Appalachian Mountains/the Appalachians);
е) групп островов (the Philippine Islands/the Philippines, the Bermuda);
ж) полуостровов (Cornwall, но the Balkan Peninsula, the Kola Peninsula);
з)отдельных горных вершин (Elbrus, Everest);
и) вулканов (Vesuvius/Mount Vesuvius);
к) отдельных островов (Long Island, Malta);
случаи использования определённого артикля с географическими названиями, если в это
название входит так называемая of-phrase (the City of London, the Gulf of Mexico);
случаи использования определённого и нулевого артиклей с такими конкретными
названиями отдельных мест, как:
22

а) гостиницы (the Hilton Hotel, но Claridge's);
б) рестораны, кафе, пабы (the Bombay Restaurant, the Peking Duck, но Maxim's,
McDonalds);
в) театры и кинотеатры (the Bolshoi Theatre, the Odeon);
г) концертные залы (the Royal Albert Hall);
д) музеи, галереи (the British Museum, the Louvre);
е) банки (the Russian Trade and Industry Bank, the Bank of England);
ж) магазины (Harrods, Self ridges, Harrison's);
з) железнодорожные вокзалы (Victoria Station);
и) аэропорты (Heathrow, Gatwick);
к) дороги, магистрали (Broadway, King's Road, 42nd Avenue);
л) мосты (Bank Bridge);
м) университеты (Moscow University, но the University of Moscow);
н) парки (Hyde Park);
о) церкви, соборы (Westminster Abbey);
п) замки, дворцы (Buckingham Palace, Edinburgh Castle, но the White House, the Royal
Palace);
случаи использования определённого, неопределённо¬го и нулевого артиклей в ряде
предложных фраз (at the moment, at the top, in a whisper, with a nod, at hand, on fire).
2. Имя прилагательное
использование прилагательных для образования предикатива в составных именных
сказуемых после глаголов sound, taste, feel, seem, smell etc. (The music sounds loud. The
flower smells nice.);
различные способы выражения понятия «много» в английском языке (a large number of, a
good/great deal of, plenty of).
3. Глагол
Нераспространённые и распространённые простые предложения, в том числе с
несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке (We moved to a new
house last year); предложения с начальным ‘It’ и с начальным ‘There + to be’ (It’s cold. It’s
five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park).
Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or.
Сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами what, when, why,
which, that, who, if, because, that’s why, than, so.
Сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during;
цели с союзами so, that; условия с союзом unless; определительными с союзами who,
which, that.
Сложноподчинённые предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever.
Условные предложения реального (Conditional I — If it doesn’t rain, they’ll go for a picnic)
и нереального (Conditional II — If I were rich, I would help the endangered animals;
ConditionalIII — If she had asked me, I would have helped her) характера.
- использование Present Progressive:
а) для обозначения запланированного действия (Sarah is getting married on Saturday.);
б) для обозначения действия, не происходящего в данный момент, но приближенного к
нему
(At the restaurant) —What would you like to drink, sir? —Nothing, thanks. I am driving.
в) в эмоционально окрашенных ситуациях, часто для выражения отрицательных эмоций
(You are always talking at the lessons! Jack is constantly coming late!);
- использование времени Present Simple глаголов to forget, to hear, to be told для
обозначения завершённого действия (I forget where he lives. We hear you are leaving for
London. I am told she has already returned.);
- использование времени Present Progressive с глаголами, обычно в этой форме не
употребляющимися: to be, to hear, to understand, to love (Am I hearing the train? I am loving
it.);
23

- использование грамматических времён Present Progressive и Past Progressive;
- особые случаи использования глаголов в форме страдательного залога:
а) невозможность образования двух пассивных структур из предложений с прямым и
косвенным дополнениями, включающих в себя глаголы announce, describe, dictate, explain,
mention, point out, propose, repeat, suggest (Hector announced the good news to his family. The
good news was announced to the family. The teacher will explain the new rules to the students.
The new rules will be explained to the students.)
6) отдельные случаи использования пассивных структур с простым инфинитивом
(considered to be), с перфектным инфинитивом (said to have left), с инфинитивом в
прогрессив- ной форме (believed to be visiting);
- использование глаголов to bake, to burn, to crease, to sell, to wash, to wear в форме
активного залога для передачи пассивного значения (Paper burns fast. These clothes don't
crease. Those dictionaries sell well.);
4. Служебные слова
- различия в семантике и употреблении:
а) предлогов for и during (I haven't seen you for ages. I will see Helen during the weekend.)
б) словосочетаний с предлогами on time — in time, at the end - in the end, in the morning - on
Friday (cold, warm etc.)morning;
в) слов after и afterwards {After the match the boys went home. The boys finished the game
and afterwards they went home.);
г) слов as/like и оборотов с ними (She looks like a teacher. She works as a teacher. Do it like
him. Do it as he does.);
отдельные случаи употребления предлогов to, for, on (the answer to Jack, a damage to the
castle, a key to the door, my affection for John, our desire for freedom, his demand for money, on
business, on fire, on the telephone);
отдельные случаи использования глаголов с предлогами to, on, for, from (to apologise to sb,
to complain to sb, to write to sb, to speak to sb, to talk to sb, to concentrate on sth, to depend on
sb/sth, to rely on
sb/sth,
to
live
on
sb/sth,
to
pay
for
sth,
to
apply for sth, to suffer from);
различия в семантике глаголов в зависимости от использования с ними предлогов at, to, of,
about, from (The captain shouted something to the sailors. The captain shouted at the sailors.).

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».