Функциональная грамотность 1- 4 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда»
400137 Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а;
тел. 8 (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru

Принято
на педагогическом совете
протокол от 30.08.2024г. № 1
Председатель
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
педагогического
совета
____________ Е.А. Андреева
02.09.2024г.

Сертификат:
00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

Согласовано
на методическом объединении
учителей начальных классов
протокол от 30.08.2024 г. № 1
Руководитель МО
_
О.Р.Арифуллина
02.09.2024г.

Введено в действие
Приказом № 274 от 02.09.2024г.
Директор муниципального
общеобразовательного учреждения
«Гимназия
№ 11 Дзержинского района
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
Волгограда»
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
____________Е.А. Андреева
02.09.2024г.

Сертификат:
00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

«Функциональная грамотность»
Программа внеурочной деятельности детей 7-11 лет
Срок реализации – 4 года

2024 г.

Пояснительная записка.

Актуальность
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе авторской
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов М.В. Буряк, С.А. Шейкиной,
создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, основной образовательной программой
начального общего образования МОУ «Гимназия №11».
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где
идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают
возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений,
максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте
функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную
грамотность, финансовую грамотность. Целью изучения блока «Читательская
грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных
текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных
целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для

выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Основные цели программы:
создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа определяет ряд задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.
Принципы программы:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения
всистеме внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство.
Направление программы –используется как программа внеурочной деятельности
по формированию функциональной грамотности.
Режим реализации программы: предполагает проведение еженедельных внеурочных
занятий.
На программу в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 135 ч: 1класс —33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы —
по 34 ч (34 учебные недели).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.

Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
- владевать
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
Формы организации и виды внеурочной деятельности

Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Содержание программы


1 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, А.Л. Барто, Н.
Сладкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг.
Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи
– собиратели книг.
Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения.
Писатели и их книги. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над
проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с
источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для
защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.
Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают
природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы
живем. Как мы одеваемся. Особенности живой и неживой природы. Влияние воды на
здоровье человека.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
История возникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором,
конструктором ЛЕГО, выявление закономерностей и классификация предметов.
Построение простейшихгеометрических фигур с помощью линейки. Поиск предметов
геометрической формы.
Решение логических и комбинаторных задач.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся
деньги.Что такое источник дохода.
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что

такое бюджет семьи. Защита от подделок.
2 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и
качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических
задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и
различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о
настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Обсуждение общей темы «Мои лучшие друзья – это книги!». Уточнение, выбор под
тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о
детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом.
Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками.
Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты
проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч)
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени,
зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние
опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в
городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их
охрана. Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного
счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач.
Логика и конструирование. Решение логических и комбинаторых задач. Выявление
причинно- следственных связей. Работа над текстом задачи. Поиск информации.
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у»,
прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога
«по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и
удовлетворение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и где производятся
товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие
дешевле.Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов».
История аренды. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и
мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита
денег от подделки.
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как

источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или
его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами
текстов.
Модуль «Основы естественно-научной грамотности» (8 ч)
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли
комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них
знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они
могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в
водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять
земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые.
Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и
привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и
уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо
поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость
человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные
растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и
оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в
цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе.
Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.
Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного
счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени:
час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с
календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении
месяца, запись знаменательных дат). Решение математических ребусов. Монеты в 1
р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата
проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса,
данных иискомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия.
Задачи наоперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление

временных,пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор
вариантовотношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся.
Акции.Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в
экономике Роль правительства в экономике;
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия).
История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает
налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение
авторскойпозиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей:
Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев
«Баранкин, будьчеловеком» и др.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную
в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение.
Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник
информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно
заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста.
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные
суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из
текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода.
Уникальностьводы. Почвы и их свойства.
Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой ирудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на
Земле.
Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетныезадачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи:
задачи о
«мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на
частии составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)

Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Кто
такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество
товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила
делового этикета. Бизнес – этикет. История профессий.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт.
Импорт.Экономические задачи на нахождение прибыли.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».