ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» 400137 Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а; тел. 8 (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru Принято на педагогическом совете протокол от 30.08.2024г. № 1 Председатель педагогического совета ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ____________ Е.А. Андреева 02.09.2024г. Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Согласовано на методическом объединении учителей начальных классов протокол от 30.08.2024 г. № 1 Руководитель МО _ О.Р. Арифуллина 02.09.2024г. Введено в действие Приказом № 274 от 02.09.2024г. Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» ____________Е.А. Андреева 02.09.2024г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 «ИСТОКИ» Программа внеурочной деятельности детей 10-11 лет Срок реализации – 1 год 2024 г. Пояснительная записка Актуальность Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Истоки» для «4» класса Е.А. Андреевой, Н.В. Разваляевой, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Программы воспитания, основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Гимназия №11» Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов: как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей России. От целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько оптимально мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны, что повлияет на благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей, при этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Обучающиеся младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером действий ребёнка. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития, обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей наиболее эффективны в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Актуальность данной программы обусловливается мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности и заключается в том, что работать с портфолио обучающиеся должны целенаправленно и системно. Эта работа должна выстраиваться как совместная продуктивная деятельность учителя, ученика и родителей по созданию для каждого ребенка ситуации успешности. Умения, приобретённые при работе с портфолио, должны помогать ребёнку в школе, в повседневной жизни, стать основой для формирования универсальных учебных действий, в первую очередь личностных. Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий внеурочной деятельности. Основные цели программы: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников; создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности; обеспечение условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлексии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников. Программа определяет ряд задач: создание модели работы с одарёнными детьми в рамках занятий внеурочной деятельностью при работе с портфолио; принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма; принятие социальных, семейных ценностей; воспитание нравственных чувств и моральных норм; воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному; становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах. Решение названных задач обеспечит формирование следующей системы ценностей у четвероклассников: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость, уважение к профессиям и труду людей); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Режим реализации программы: программа реализуется по следующим направлениям: -профориентационная работа - дополнительное изучение учебных предметов - развитие личности и самореализация обучающихся -комплекс воспитательных мероприятий (1 час в неделю, всего 34 часа). Планируемые результаты освоения программы В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение выпускниками начальной школы следующих: личностных результатов: любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности; способность к организации собственной деятельности; развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; метапредметных результатов: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; предметных результатов: научится понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями Федерального государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социальноправовой, экологической, культуры здоровья. Формы организации и виды внеурочной деятельности Ведущей формой организации занятий является коллективная. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: - коллективно-творческие дела; - проекты; - игры; - беседы; - выставки; - соревнования; - устные журналы; - викторины; - круглые столы; - экскурсии; - инсценировки; - конкурсы; - диспуты. Виды внеурочной деятельности: игровая, учебно-исследовательская, проектная, познавательная, спортивно-оздоровительная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, художественное творчество. Формой подведения промежуточной аттестации реализации программы внеурочной деятельности является зачет. Зачет может быть проведен в виде тестовой работы, проекта. Содержание программы Раздел 1. Знакомьтесь, я – четвероклассник (8 часов) Мои летние каникулы. Все люди разные. Тайны моего характера. Я – хозяин своих эмоций. Моя семья. Дом, в котором я живу. Астрологический прогноз. Я и мои друзья. Раздел 2. Моя Родина (6 часов) Россия – моя Родина. Моя маленькая Родина. Россия – часть планеты Земля. Раздел 3. Моё здоровье (5 часов) Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов. Дерево здоровья. Букет здоровья. Распорядок дня. Выше, быстрее, сильнее. Безопасный маршрут «Дом – школа». Раздел 4. Моя школа. Мой класс (6 часов) Школьная мозаика. Знакомьтесь, мой любимый класс. Сюрприз для одноклассников. Вместе – классная семья. Я – выпускник начальной школы. Спешите делать добрые дела. Дорога добрых дел. Мои жизненные принципы. Мои желания. Раздел 5. Мои успехи в учёбе (7 часов) Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели на учебный год. Путешествие по предметным страницам. Разделы 6. Мои достижения. Мои проектные и исследовательские работы. Пожелания и отзывы (2 часа) Мои достижения в школе и вне школы. Участие в проектной и исследовательской деятельности. Пожелания и отзывы.