ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» 400137 Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а; тел. 8 (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru Принято на педагогическом совете протокол от 30.08.2024г. № 1 Председатель педагогического совета ____________ Е.А. Андреева ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН 02.09.2024г. ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Согласовано на методическом объединении учителей начальных классов протокол от 30.08.2024 г. № 1 Руководитель МО _ О.Р. Арифуллина 02.09.2024г. Введено в действие Приказом № 274 от 02.09.2024г. Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» ____________Е.А. Андреева 02.09.2024г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 «ИСТОКИ» Программа внеурочной деятельности детей 7-8 лет Срок реализации – 1 год 2024 г. Пояснительная записка Актуальность Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Истоки» для «1» класса Е.А. Андреевой, Н.В. Разваляевой, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Программы воспитания, основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Гимназия №11». В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей, при этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Обучающиеся младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером действий ребёнка. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Актуальность данной программы обусловливается мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности; необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей; спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие. Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий внеурочной деятельности. Основные цели программы: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения первоклассников; создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, обеспечение условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлексии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников. Программа определяет ряд задач: создание модели работы с одарёнными детьми в рамках занятий внеурочной деятельностью; принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма; принятие социальных, семейных ценностей; воспитание нравственных чувств и моральных норм; воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному; становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах. Решение названных задач обеспечит формирование системы ценностей у первоклассников: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Режим реализации программы: программа реализуется по следующим направлениям: -профориентационная работа - дополнительное изучение учебных предметов - развитие личности и самореализация обучающихся -комплекс воспитательных мероприятий (1 час в неделю, всего 33 часа). Планируемые результаты освоения программы В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение первоклассниками: личностных результатов: любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, способность к организации собственной деятельности; развитие готовности к самостоятельным действиям и принятии ответственности за их результаты; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; метапредметных результатов: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; предметных результатов: научится понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями Федерального государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социальноправовой, экологической, культуры здоровья. Формы организации и виды внеурочной деятельности Ведущей формой организации занятий является коллективная. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: - коллективно-творческие дела; - проекты; - игры; - беседы; - выставки; - викторины; - экскурсии; - конкурсы; - соревнования. Виды внеурочной деятельности: игровая, проектная, познавательная, спортивнооздоровительная, социальное творчество, художественное творчество, учебноисследовательская, проблемно-ценностное общение. Формой подведения промежуточной аттестации реализации программы внеурочной деятельности является зачет. Зачет может быть проведен в виде тестовой работы, проекта. Содержание программы Раздел 1. Знакомьтесь, это я (8 часов) Кто ты? Будем знакомы. Мой портрет. Моя семья. Под крышей дома моего. Моя родословная. Мои родственники по линии мамы / папы. Мир, в котором я живу. Я и мои друзья. Земля, на которой я живу. Я – гражданин своей Родины. Моя маленькая родина. Раздел 2. Моя школа (8 часов) Букет первоклассника. Школьная мозаика. Законы школьной жизни. Ты должен это знать. Распорядок дня. На зарядку становись. Здоровье – это здорово. Будь здоров без докторов. Правила безопасности. Раздел 3. Мой класс (7 часов) Мой класс. Традиции моего класса. Законы школьной жизни. Как я отношусь к людям. Мои добрые дела. Мои жизненные принципы. Раздел 4. Мои учебные достижения (7 часов) Учимся ставить цели. Мои цели. Мое созвездие успеха. Путешествие по предметным страницам. Разделы 5. Мои достижения. Мои проектные работы. Пожелания и отзывы (3 часа) Мои достижения в школе и вне школы. Творческие и игровые проекты. Пожелания и отзывы.