ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда» 400137, Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а; Тел.: (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail: gymnasium11@volgadmin.ru Принято Введено в действие на педагогическом совете протокол от 31.08.2022 №1 Председатель педагогического совета ____________ Е.А. Андреева «31» августа 2022 г. Приказом № 300 от 01.09.2022г. Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» ____________ Е.А. Андреева «1» сентября 2022 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00AFF12C98F94FFDF743DA5CE50F5C02AB Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 23.06.2022 до 16.09.2023 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00AFF12C98F94FFDF743DA5CE50F5C02AB Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 23.06.2022 до 16.09.2023 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГИМНАЗИЯ №11 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА» с 2022 -2023 учебного года по 2026-2027 учебный год Содержание: Правовая основа……………………………………………………………………………………3 Пояснительная записка……………………………………………………………………………. 4 Цели и задачи………………………………………………………………………………………7 Принципы программы………………………………………………………………………………8 Содержательное направление программы………………………………………………………...8 Направления реализации программы внеурочной деятельности………………………………. 8 Условия реализации программы………………………………………………………………… 14 Кадровое обеспечение………………..……………………………………………………………14 Научно-методическое обеспечение………………………………………………………………15 Материально-техническое обеспечение…………………………………………………………15 Особенности финансового обеспечения…………………………………………………………15 Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………16 2 Правовая основа 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 4. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 года № ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»; 7. Устав МОУ «Гимназия №11» (с изменениями и дополнениями). 3 Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы. Рабочие программы внеурочной деятельности содержат: 1. содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности; 2. планируемые результаты внеурочной деятельности; 3. тематическое планирование. План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Рабочие программы внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы начального, основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального, основного общего образования Рабочие программы внеурочной деятельности МОУ «Гимназия №11» разрабатываются на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с учетом соответствующих примерных основных 4 образовательных программ. Рабочие программы внеурочной деятельности построены по модульному принципу. При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер. Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования). Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается гимназией с учетом интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации. Формы реализации внеурочной деятельности гимназия определяет самостоятельно. Формы внеурочной самостоятельность деятельности обучающихся, должны сочетать предусматривать индивидуальную и активность групповую и работу, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект). Проект выполняется обучающимся самостоятельно по выбранной теме под руководством педагогического работника; в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени и представляется в виде завершенного учебного исследования или объекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и пр.). Результаты выполнения проекта должны отражать: - навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, - сформированность критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - навыки проектной деятельности, а также умение самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; 5 - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Численность обучающихся внеурочной деятельности должна соответствовать численности обучающихся по основным общеобразовательным программам. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Виды внеурочной деятельности: • игровая; • учебно-исследовательская; • художественное творчество; • социальное творчество; • познавательная; • досугово-развлекательная; • проблемно-ценностное общение; • спортивно-оздоровительная; • проектная. Формы организации внеурочной деятельности: • экскурсии; • учебный проект; • круглые столы; 6 • конференции; • диспуты; • соревнования; • конкурсы; • викторины; • познавательные игры и др. Внеурочная деятельность предполагает реализацию рабочих программ (до 10 часов в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками (акции, походы, экскурсии, соревнования и т. п.). Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: 1.Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Цели и задачи внеурочной деятельности Цель внеурочной деятельности: обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Задачи внеурочной деятельности: 1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 4. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей. целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 7 5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни. Принципы программы Принципами программы являются: • включение учащихся в активную деятельность; • доступность и наглядность; • связь теории с практикой; • учёт возрастных особенностей; • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности; • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). На содержание программы оказали влияние следующие факторы: • традиции гимназии; • особенности возраста, класса, индивидуальности детей. Содержательное направление программы Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности: учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. 8 Содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности Модель плана внеурочной Содержательное наполнение деятельности Преобладание учебно- занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных познавательной учебных предметов; занятия обучающихся по формированию деятельности функциональной грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся Преобладание дополнительные занятия обучающихся, испытывающих педагогической поддержки затруднения в освоении учебной программы; дополнительные обучающихся занятия обучающихся, испытывающих трудности в освоении языков обучения; специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации; специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Преобладание занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельности ученических сообществ и деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; занятия обучающихся в рамках воспитательных циклов, специально организованных внеурочных занятий, мероприятий посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п Направления внеурочной деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей Информационно- внутренней позиции личности школьника, необходимой ему просветительские занятия для конструктивного и ответственного поведения в обществе. 9 патриотической, Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами нравственной и жизни человека в современной России: знанием родной экологической истории и пониманием сложностей современного мира, направленности техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией "Разговоры о важном". в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия Основная цель: развитие способности обучающихся по формированию применять приобретённые знания, умения и навыки для функциональной решения задач в различных сферах жизнедеятельности, грамотности обучающихся (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы Занятия, направленные на Основная цель: развитие ценностного отношения удовлетворение обучающихся к труду, как основному способу достижения профориентационных жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. интересов и потребностей Основная задача: формирование готовности школьников к обучающихся осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и вне профессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Вариативная часть 10 Занятия, связанные с Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие реализацией особых обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, интеллектуальных и культурных, оздоровительных потребностей и интересов. социокультурных Основная задача: формирование ценностного отношения потребностей обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, обучающихся и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Занятия, направленные на Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей удовлетворение интересов обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в и потребностей самореализации, раскрытии и развитии способностей и обучающихся в творческом талантов. и физическом развитии, Основные задачи: раскрытие творческих способностей помощь в самореализации, школьников, формирование у них чувства вкуса и умения раскрытии и развитии ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к способностей и талантов культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. 11 Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); Занятия, направленные на Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего удовлетворение человека социальных умений - заботиться о других и социальных интересов и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и потребностей подчиняться, брать на себя инициативу и нести обучающихся, на ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать педагогическое другие точки зрения. сопровождение Основная задача: обеспечение психологического деятельности социально- благополучия обучающихся в образовательном пространстве ориентированных школы, создание условий для развития ответственности за ученических сообществ, формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся детских общественных в образовательной организации, понимания зон личного объединений, органов влияния на уклад школьной жизни. ученического Основные организационные формы: педагогическое самоуправления, на сопровождение деятельности Российского движения организацию совместно с школьников и Юнармейских отрядов; обучающимися комплекса волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых мероприятий для социально ориентированной работы; воспитательной направленности выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов);творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. 12 Направления реализации программы внеурочной деятельности 1. создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени; 2. проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий; 3. совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время; 4. информационная поддержка занятости учащихся в свободное время; 5. научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время; 6. совершенствование уровня кадрового обеспечения. Классы Направления Всего I II III IV «Разговоры о важном» Формирование функциональной грамотности 6 6 5 5 5 5 4 4 20 20 Профориентационная работа Дополнительное изучение учебных предметов Развитие личности и самореализация обучающихся 6 6 6 5 5 5 5 5 5 4 4 4 20 20 20 Комплекс воспитательных мероприятий 30 25 25 20 100 (кол-во часов в неделю) Рабочие программы внеурочной деятельности по направлениям Система внеурочной деятельности начальной школы (с 1-го по 4 класс) выстроена в соответствии со следующими направлениями: «Разговоры о важном» • Реализация рабочих программ внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Формирование функциональной грамотности • Реализация рабочих программ внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»». Профориентационная работа • Реализация рабочих программ внеурочной деятельности «Истоки». Дополнительное изучение учебных предметов • Реализация рабочих программ внеурочной деятельности «Истоки». Развитие личности и самореализация обучающихся • Реализация рабочих программ внеурочной деятельности «Истоки». 13 Комплекс воспитательных мероприятий • Реализация рабочих программ внеурочной деятельности «Истоки». Распределение времени по каждому направлению в начальной школе за год: «Разговоры о важном» Формирование функциональной грамотности 674 ч. 674ч. Профориентационная работа Дополнительное изучение учебных предметов Развитие личности и самореализация обучающихся 674 ч. 674 ч. 674 ч. Комплекс воспитательных мероприятий 674 ч. Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: • конкретное планирование деятельности, • кадровое обеспечение программы, • методическое обеспечение программы, • педагогические условия, • материально-техническое обеспечение. Кадровое обеспечение Внеурочную деятельность в МОУ «Гимназия №11» осуществляют педагогические работники, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам В организации внеурочной деятельности могут принимать участие все участники образовательных отношений, соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, психологи, тьюторы, педагоги-библиотекари и т.д. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника ее реализующую. Совершенствование уровня кадрового обеспечения: Задачи Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности Повышение методического уровня всех участников Обеспечение Мероприятия Индивидуальные собеседования с преподавателямипредметниками, готовыми к деятельности в данном направлении Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками. Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам комфортных Изыскать возможности материального поощрения 14 условий для работы педагогов Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий педагогических работников Организация и проведение общешкольных мероприятий Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов. Научно-методическое обеспечение: • методические пособия, • интернет-ресурсы, • мультимедийный блок. Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов Создать банк методической литературы по организации внеурочной деятельности Систематизация авторских разработок педагогов Организация обмена опытом педагогов Курсы повышения квалификации по вопросам внеурочной деятельности педагога. Провести педагогические советы и заседания МО Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление Систематизация методической литературы Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы Материально-техническое обеспечение: • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, • материалы для оформления и творчества детей, • наличие канцелярских принадлежностей, • аудиоматериалы и видеотехника, • компьютеры, • проектор, • экран и др. Особенности финансового обеспечения Конституцией Российской Федерации и Законом об образовании гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации; п. 3 ст. 5 Закона об образовании). Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) 15 задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных образовательных программ. Расчет норматива основывается на целевом уровне заработной платы (п. 3 ст. 99 Закона об образовании) и соотношения "учитель-обучающиеся", который установлен "дорожной картой" каждого субъекта РФ по повышению эффективности. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг определяются с соблюдением требований, установленных Минобрнауки России (приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040). Ожидаемые результаты внеурочной деятельности Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и соответствуют планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия №11» В качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности образовательная организация самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися общеобразовательных программ, который утвержден локальным актом. В начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и 16 осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • установка на здоровый образ жизни; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; 17 • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 18 • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть общим приемом решения задач. Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 19 • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; 20 • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Работа с информацией В начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Получение, поиск и фиксация информации Выпускник научится: • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты); • осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; • работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; • составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги. 21 Выпускник получит возможность научиться: • находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях; • систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.); • хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.). Понимание и преобразование информации Выпускник научится: • определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст; • находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию); • понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.; • интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; • преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте. Выпускник получит возможность научиться: • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски; 22 • делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации. Применение и представление информации Выпускник научится: • передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу; • описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака; • по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.; • группировать, систематизировать объекты, выделяя один# два признака; • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Выпускник получит возможность научиться: • на основе прочитанного принимать несложные практические решения; • создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Оценка достоверности получаемой информации Выпускник научится: • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. 23 В гимназии созданы условия для внеурочной деятельности учащихся. Вся система работы учреждения по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности; - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. 24