Аннотация к программе Дружина юных пожарных

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда»
400137 Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а;
тел. 8 (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru
Принято
на педагогическом совете
протокол от 30.08.2023г. № 1
Председатель
педагогического совета
____________ Е.А. Андреева
01.09.2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

Согласовано
на методическом объединении
классных руководителей
протокол от 30.08.2023г. № 1
Руководитель МО
_________ Л.В. Емельянова

Введено в действие
Приказом № 313 от 01.09.2023г.
Директор муниципального
общеобразовательного учреждения
«Гимназия
№ 11 Дзержинского района
Волгограда»
____________Е.А. Андреева
01.09.2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
(социальное развитие)
Программа внеурочной деятельности детей 11-12 лет
Срок реализации – 1 год

Составитель: Муморова Л.А.,
учитель химии, биологии

2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Дружина юных пожарных» разработана в соответствии с правовыми и
нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями);
 Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания".
 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденных
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 № 62900);
 Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Гимназия
№11»
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто
последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая
любопытством и стремлением подражать взрослым. А ведь, чтобы избежать неприятностей,
достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы
- разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах,
с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и
т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных
знаний среди школьников.
Цель: формирование у воспитанников прочных и осознанных навыков безопасного поведения
(профилактика пожаров и целесообразное поведение в условиях ЧС).
Задачи:
 вовлечение подростков в разнообразные формы работы ДЮП;
 формирование гармонично развитой личности с четкой гражданско-патриотической
позицией;
 предоставление возможности каждому ребенку попробовать себя в различных видах
деятельности и подобрать направление, наиболее соответствующее развитию его интересов
и способностей;
 ориентирование подростков на приобретение социально-значимой профессии пожарногоспасателя (от увлечения к профессии).
Образовательные задачи:
- формирование навыков пожаробезопасного поведения;
- формирование навыков действия в ЧС;
- формирование умения оказания первой медицинской помощи;
Воспитательные задачи:
- организация досуговой деятельности учащихся;
- гражданско-патриотическое воспитание;
Развивающие задачи:
- всестороннее развитие личности ребенка;
- развитие представлений о профессиях, направленных на защиту жизни, здоровья и
безопасности человека и окружающей среды.
Работа внеурочной деятельности «Юные друзья пожарных» может стать воспитывающей,

развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению
пожаров и детского травматизма. Работа представляет собой совместную учебно-познавательную,
творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные
методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде
пожарной безопасности.
Особенности реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 1 учебный год. Всего часов 34 часа (1 час в неделю), в
том числе задействовано каникулярное время. Занятия проводятся как в гимназии, так и
запланированы выездные мероприятия.
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и
практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий разной
содержательной направленности, групповых или индивидуальных.
Форма проведения занятий: занятия - беседы, рассказ, викторины, деловые игры, экскурсии,
сюжетные игры, видео просмотры, практическая работа, КТД.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
─ Основные причины пожаров в жилом доме.
─ Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
─ Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
─ Правила пожарной безопасности в общественных местах.
─ Виды травм, полученных при пожаре.
─ Знаки пожарной безопасности.
Уметь:
─ Эвакуироваться из здания школы.
─ Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во
время пожара.
Результат деятельности учащихся:
─ участие в школьных и городских мероприятиях по данному направлению,
─ выставки творческих работ.
Реализация программы «Юные друзья пожарных» позволит:
─ привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
─ сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности
жизнедеятельности;
─ выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни
в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий
основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в
экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых
проблем в сложных жизненных ситуациях.
На отдельных занятиях возможно привлечение муниципальных работников школы (медсестра
или врач), а также (представителей МЧС России – спасателей, пожарных и др.)
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
 формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности;
 воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,






личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности;
умения преодолевать трудности– качество весьма важных практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие
самостоятельности суждений,
независимости
и нестандартности
мышления.

Метапредметные:
 овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
 овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;
 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
 развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
 освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
1. В познавательной сфер:
 знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность
личности, общества и государства;
 о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
 об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
 о здоровом образе жизни;
 об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
 о правах и обязанностях граждан в области пожарной безопасности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников;
 умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
 умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать
модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
 умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Содержание программы
Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»
Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮДП. Выбор актива класса. Разработка
эмблемы отряда ЮДП, оформление стенда в классе. Общее понятие опасности и чрезвычайной
ситуации. Профилактика опасных ситуаций.
Практическая часть: Разработка эмблемы отряда ЮДП, оформление стенда.
Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности»
Знакомство с профессией пожарного. Основное направление деятельности пожарной охраны.
Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома»
Как себя вести, когда ты дома один. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут
возникнуть дома. Причина возникновения пожаров в доме (помещении). Правила безопасного
поведения при возникновении пожара в доме.
Практическая часть: Викторина «Это нужно знать!»
Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме»
Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками. Электричество и газ как источник
возможной опасности. Огонь и человек. Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить
праздник». Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за
естественными и искусственными ёлками. «Фейерверк – не игрушка».
Практическая часть: Презентация «Шалость детей с огнем», Видео просмотр
«Неосторожность при курении», конкурс рисунков на тему «Огонь – друг, огонь – враг».
Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах»
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при
возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации. Первичные средства
пожаротушения. Пожар в общественном транспорте, правила поведения. Просмотр тематического
фильма. Беседа «Страх, навыки безопасного поведения». Опасная высота - опасности,
возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Просмотр тематического фильма.
Практическая часть: разработка листовок и их раздача.
Раздел 5. «Экскурсии и встречи с профессиональными пожарными»
Теория: Истории пожарной охраны. День пожарной охраны. Подвиги пожарных в мирное
время.
Практическая часть: экскурсия в пожарно-спасательную часть.
Раздел 6. «Оказание первой медицинской помощи»
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Просмотр тематического фильма.
Ожоги. Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами».
Практическая часть: «Правильное оказание помощи при ожоге»
Раздел 7. «Пропаганда правил противопожарной безопасности»
Теория: Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.
Практика: Выступление перед учащимися начальной школы на тему:
безопасность».

«Пожарной

Раздел 8. «Лесные пожары»
Лесные пожары. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность
торфяников. Последствия от сжигания сухой травы, тополиного пуха. Действия школьников по
предупреждению лесных пожаров. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
Практическая часть: Оформление стенгазеты «Береги лес!»

Раздел 9. «Повторение правил пожарной безопасности»
Повторение и обобщение пройденного материала.
Практическая часть: Викторина «Юный пожарный»

Список литературы
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959. – 206 с.
2. Ахачанок А. Юный пожарный. – М.: Россельхозиздат, 1971. - 45 с.
3. Берегите народное добро от огня. Методические рекомендации для проведения бесед на
противопожарные темы. - Пенза, 1977
4. Биляева Л., Табоко А. Игра?.. Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988. - 25 с.
5. Бородкина Н.И., Лепехин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной
безопасности. М.: "Стройиздат", 1991.
6. Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. – М.: Стройиздат, 1982. – 25с.
7. Горбачева Л.А. "Занятия с учащимися по правилам пожарной безопасности".- Свердловск, 1991.
8. Данченко С.П. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное
пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для учащихся 1 – 4
классов. – СПб: ООО «Гелиос - Медиа», 2004. – 36с.
9. Иванов А.Ф. Пожарная техника. - М.: Стройиздат, 1988. – 488 с.
10. Мирюков В.И., Швецов В.Д., Тихомиров Л.Я. Пособие по обучению жителей городов
правилам пожарной безопасности. – М.: "Стройиздат", 1991.
11. Обухов Ф.В. Советская пожарная охрана.- М.: "Россельхозиздат", 1987.
12. Попок Е.Л. Осторожно - огонь! - М.: Россельхозиздат, 1991 - (Моя профессия)
13. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
14. Ратникова О. Д. Пожарная безопасность : учебное пособие для членов добровольных Дружин
юных пожарных / О. Д. Ратникова, В. В. Володченкова, А. А. Чистякова, Н. В. Баранова. – М.:
ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2017. – 181с., ил.
15. Ронская П. И. Прометей: уроки пожарной безопасности. / П. И. Ронская, сост. /. Вып.2. – УланУдэ: Изд-во ГБУЗ РЦМП МЗ РБ им. В. Р. Бояновой, 2015. – 172 с.
16. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О пожарной безопасности».
17. Холщевников В. В. Эвакуация и поведение людей при пожарах : Курс лекций / В. В.
Холщевников, Д. А. Самошин. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. – 237 с.
Электронные ресурсы по пожарной безопасности.
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba Основы
2.
3.
4.
5.

пожарной безопасности
https://www.youtube.com/watch?v=y7mHP0ccibY – Волшебная книга МЧС
http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов «Пожарный Сэм»
https://www.youtube.com/watch?v=EVTLWNeqKks – Первичные средства пожаротушения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».