Аннотация ДОП Умелые ручки

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда»
400137 Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а;
тел. 8 (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru

Принято
на педагогическом совете
протокол от 31.08.2023г. № 1
Председатель
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
педагогического
совета
____________ Е.А. Андреева
31.08.2023г.

Введено в действие
Приказом № 314 от 01.09.2023г.
Директор муниципального
общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 11 Дзержинского района
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
Волгограда»
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
____________Е.А. Андреева
01.09.2023г.

Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D
Владелец: Андреева Елена Анатольевна
Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
"Умелые ручки"

Составитель: Жуйкова О.А.,
педагог дополнительного образования

2023 г.

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры,
преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате
потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится
осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание
его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким
ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности
художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное
количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство
воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично
развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное
искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все
чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт
людей. Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их
своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? Данная программа по
декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает
художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь
художественной
культуры
с
общечеловеческими
ценностями. Одновременно
осуществляется развитие творческого опыта несовершеннолетних в процессе собственной
творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей,
нестандартного
мышления, творческой индивидуальности. Что же понимается под творческими
способностями? Творческие способности определяются как способности к созданию
оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно
применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном
отступлении от образца, индивидуальность, художество. Таким образом, творчество –
создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные
психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и
проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения
на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более
высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Работа в
кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей,
эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей. Одной из главных задач
обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т.е.
развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации
задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания
и открытия для себя что-то нового). Работа в кружке спланирована так, чтобы она не
дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли
сведения по работе с бумагой, бросовым материалом, тканью и др. материалами как
природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка будет организована с
учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы
с бумагой и другими материалами будет начата с более простых поделок, а постарше –
поделки в той же технике, но изделия более сложные.
Направленность (профиль) программы:
2

Дополнительная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая
является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает
развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа «Умелые ручки" разработана на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказа Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 № 62900);
 приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ;
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года;
 уставом МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда».
Актуальность программы Большие возможности для развития творческих способностей
детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно
недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения
кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных
изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий
происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника,
швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою
точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для
развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в
активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития
индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение
детей к продуктивной творческой деятельности. Содержание программы представлено
различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой бросовым материалом, тканью и
т.д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами
ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов
для школы и дома.
Новизна программы в том, что знакомство с историческими фактами уже в младшем
школьном возрасте позволит ребенку обогатить свой социальный опыт, почувствовать радость
3

новых знаний, научиться любить и ценить близких, укрепить духовное и патриотическое
начало в себе.
Особенности организации образовательного процесса: программа «Умелые ручки»
адресована учащимся 9-11 лет. Количество учащихся в группе – 15 человек. Количество групп
– 1. Набор в группу проводится на принципах добровольности и самоопределения
обучающихся.
Объем программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Год обучения – 68 часов.
Форма обучения: очная, очно-заочная.
Режим занятий: согласно рекомендациям СанПиН режим занятий следующий: 2 час в неде
продолжительность занятия 40 минут)
Формы занятий:
Показ и объяснение руководителя.
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя.
Самостоятельная творческая работа детей.
Формы работы:
теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
практические занятия по изготовлению поделок.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель:
формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной
культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно прикладного искусства.

Ребенок, занимающийся по программе «Умелые ручки» становится участником
увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное
искусство, как никакой другой вид творческой работы детей, позволяет одновременно с
раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием
эстетического вкуса вооружать ребят техническими знаниями, развивать у них трудовые
умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях
дети пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук
детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят
детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают
4

психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации,
обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают
волевые качества.
Задачи:
Обучающие:
освоить приёмы и способы работы с различными материалами и инструментами,
обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;
выработать умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно –
прикладного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
приобрести навыки учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к художественно-ручному труду,
готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным
требованиям;
развивать образное мышление и творческое воображение, эстетическое отношение к
природному окружению своего быта;
развивать мелкую моторику рук;
развивать креативное мышление;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.
Воспитательные:
воспитывать смекалку, трудолюбие, самостоятельность;
воспитывать дисциплинированность, аккуратность, бережливость;
воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении результата;
развивать коммуникативные способности;
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;
5

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Отличительные особенности программы:
Программа построена в соответствии со следующими принципами:
 доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей
познавательной деятельности обучающихся;
 линейно-концентрического расположения учебного материала, которое позволяет
последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно
углубляя и расширяя их;
 деятельностная
основа
процесса
обучения,
его
практико-ориентированная
направленность, удовлетворение потребности обучающегося в игровой деятельности и
эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
1.3.Планируемые результаты.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:










воспринимать

и осмысливать
полученную
информацию,
владетьспособами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно
излагать свои мысли, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления,владеть
рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой деятельности;
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Личностными результатами изучения данного курса являются:




широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к
новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:





внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности или неуспешности творческой
деятельности;
6

Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:









принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:



проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить
варианты решения творческой задачи.
 уметь работать индивидуально и в группе;
 находить решение проблемы на основе согласования позиций и учетаинтересов;
 определять возможные роли в совместной деятельности;

 строить

позитивные
отношения
в
процессе
деятельности;
 организовывать учебное взаимодействие в группе.

познавательной

Содержание программы кружка (68 часов)
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых
является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая
деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с
обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение
практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять
полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и
природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на
соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную
организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе
изготовления художественных изделий.
Вводное занятие (1ч).
Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе.
Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному
оформлению изделий.
7

Раздел 2. Работа с природным материалом «Лесное царство» (7 часов).
Закрепление знаний учащихся о природных материалах. Овладение трудовыми умениями по
обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов;
приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания,
наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической
карте; коллективная оценка результатов работы.
Практическая работа: Аппликация из листьев, изготовление игрушек из шишек, поделки из
веток и соломы.
Раздел 3. Поделки из бросовых материалов. «Чудесные превращения» (8 часов)
Изделия из бутылок. Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи
изделий из пластиковых бутылок. Изготовление кормушек из пластиковых бутылок.
Презентация идей изделий из пластиковых бутылок.
Практическая работа: изготовление кормушек из пластиковых бутылок.
Изделия из пакетов. Знакомство со способами утилизации пакетов. Идеи изделий из пакетов.
Техника вязания крючком. Изготовление одежды из пакетов. Плетение обуви из пакетов.
Презентация идей изделий из пакетов. Практическая работа: плетение ковриков из пакетов.
Изделия из коробок. Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок.
Презентация идей изделий из коробок.
Практическая работа: изготовление мебели из коробок.
Раздел 4.Лепка из соленого теста. «Мукосолье» (8 часов)
Из истории соленого теста. Закрепление знаний о составе теста. Инструменты и
приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).
Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по
шаблону и др.
Стилизация форм. Создание эскизов.
Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие
технических приемов).
Практическая работа: лепка животных, цветов, домовенка. Создание композиций.
Раздел 5. Лепка из полимерной глины. «Калейдоскоп цветов»(7 часов)
Знакомство с полимерной глиной, ее свойствами, приемами работы. Повторение приемов
лепки.
Практическая работа: изготовление украшений, поделок.
Раздел 6. Поделки к Новому году. «Предновогодние хлопоты»(5 часов)
8

Практическая работа: Изготовление поделок и украшений к новому году.
Раздел 7. Роспись по дереву. «Золотая хохлома» (5часов)
Золотая хохлома. История, материалы и инструменты, особенности росписи.
Растительный орнамент (травка, под листик, под фон).
Упражнения: 1) повторение главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки
большие и маленькие, стебель; 2) вариации главных элементов травки.
Практическая работа: Роспись лопатки, дощечки, ложки.
Раздел 8. Техника папье-маше. (4 часа)
Напомнить приемы выполнения. Использование инструментов и приспособлений.
Обклейка кусочками тонкой бумаги готовой формы – шара, тарелки.
Беседа: «Посуда в твоем доме».
Практическая работа: Изготовление шара и тарелки.
Раздел 9. Аппликация из ткани (лоскутная техника) (8 часов)
Ознакомление с историей производства ткани, видами (сырьё, применение). Свойства тканей и
их применение при изготовлении аппликации.
Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни
человека.
Практическая работа: изготовление игольницы, сумки.
Раздел 10. Работа с гофрированной бумагой и картоном
(6 часов)
Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.
Беседа «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Геральдика. Знакомство с государственной
символикой.
Практическая работа: «Семейный герб».

Раздел 11. Итоговое занятие
(4 часа)
Демонстрация работ учащихся. Организация выставки.
2.3 Список литературы:

9

1.
2.
3.
4.
5.

http://nashol.com
http://dic.academic.ru
https://ru.wikipedia.org
http://www.big-big.ru
http://www.museum-online.ru

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».