ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» 400137 Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а; тел. 8 (8442) 54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru Введено в действие Приказом № 314 от 01.09.2023г. Директор муниципального общеобразовательного учреждения ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН «Гимназия № 11 Дзержинского района ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Волгограда» ____________Е.А. Андреева 01.09.2023г. Принято на педагогическом совете протокол от 31.08.2023г. № 1 Председатель педагогического совета ____________ Е.А. Андреева 31.08.2023г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Сертификат: 00B4667CA051BDA369CE93A161E01ABB3D Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 15.09.2023 до 08.12.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами своими руками» Составитель: Жуйкова О,А., педагог дополнительного образования 2023 г. Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы. 1.1.Пояснительная записка. Программа кружка «Оригами своими руками» имеет общекультурное направление, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Направленность (профиль) программы: Дополнительная программа «Оригами своими руками» имеет социально-педагогическую направленность. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует развитию социальной активности учащихся и формированию познавательного интереса. По целевой установке является общеобразовательной – знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности. Программа «Оригами» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 № 62900); приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года; уставом МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда». 2 Актуальность программы о данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать ушкольников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Новизна программы заключена в изучении самого актуального и модного на сегодня искусства, оригами. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Особенности организации образовательного процесса: программа «Оригами своими руками» адресована учащимся 9-10 лет. Количество учащихся в группе – 15 человек. Количество групп – 1. Набор в группу проводится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся. Объем программы: Программа рассчитана на 1 год обучения 2 часа в неделю. Год обучения – 68 часов. Форма обучения: очная, очно-заочная. Режим занятий: согласно рекомендациям СанПиН режим занятий следующий: 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Формы занятий, организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др. 1.2.Цель и задачи программы. Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами. 3 Задачи: Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации. Развивать воображение , художественный вкус, чувство прекрасного. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду. Формировать представление об эстетических идеалах. 1.3.Планируемые результаты. В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; способность оценивать свои действия; В сфере познавательных УУД учащиеся научатся: соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены. соблюдать правила организации рабочего места. соблюдать правила бережного использования бумаги. эстетически относиться к окружающему миру и самому себе. анализировать информацию, полученную из разных источников. научатся различным приемам работы с бумагой. будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся : принимать и сохранять учебную задачу; работать по плану; адекватно оценивать свои достижения. В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся : вести диалог с учителем и одноклассниками; задавать вопросы; слушать и отвечать на вопросы других; высказывать свою точку зрения; работать в парах и рабочих группах. 2.2 Содержание обучения Оригами искусство или головоломка Тема 1.1. Вводное занятие. Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра – 4 знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с учреждением дополнительного образования, кабинетом и пособиями. Знакомство с выставкой работ обучающихся прошлых лет. Знакомство с историей искусства оригами, коллекцией бумаги, материалами для занятий оригами. Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначения, подготовка и подбор бумаги. Беседа о разновидностях изделий в технике «Оригами». Традиционные и новые техники оригами. Входная диагностика. Викторина «Что я знаю об оригами». Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на 2, 4 частей. Изготовление «квадрата» из бумаги формата А4. Тема 1.2. Условные обозначения в оригами. Теория. Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем. Рассказ о работе с технологической картой и схемами. Тема 1.3. Базовые формы оригами. Теория. Знакомство с основными базовыми формами оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. 12 Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Складывание базовых форм оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Изготовление оригами согласно базовым формам. Раздел 2. Игрушки своими руками Тема 2.1. Оригами-игрушки. Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Дом». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа. Изготовление оригами: Пианино. Домик. Говорящая мордочка. Кошелек. Тема 2.2. Оригами транспорт. Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Воздушный змей». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа. Изготовление оригами: самолеты, пароходы, лодки, корабли, яхты, парусники. Надувные игрушки. Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Водяная бомбочка». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа. Изготовление оригами: кубик, зайчик, рыбка, ракета, лягушка. Оригами-праздник. Теория. Подарки к празднику. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Базовая форма «Двойной квадрат». 5 Практическая работа. Открытки к празднику к 8 марта. Изготовление композиции «Цветы ветеранам». Раздел 3. Проект «Город оригами» Тема 3. 1. Подготовительный этап проекта Здания оригами». Теория. Презентация «Город оригами». Что делаем на подготовительном этапе проектирования Практика. Объяснение цели проекта. Распределение объектов проектирования среди учащихся. Определение материалов и инструментов, необходимых для работы. Тема 3.2. Поисковый этап проектирования. Теория. Поисковый этап проектирования. Методы сбора информации. Практика. Поисковый этап проектирования. Сбор информации об объекте проектирования в интернете, литературе. Знакомство с изготовлением новых фигурок – оригами «морской мир». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Аналитический этап проектирования. Теория. Что выполняется на аналитическом этапе проектирования. Практика. Эскизная проработка объекта проектирования. Коллективное обсуждение эскизов Презентационный этап проектирования. Теория. Как сделать презентацию проекта. Теория. Экспозиция. Раздел 4. Практика. Подготовка к отчетной выставке «Увлекательный мир оригами»: создание экспозиции, изготовление животных. Составление альбома лучших работ сделанных в технике оригами. Проведение итоговой выставки. Участие в итоговом мероприятии . Коллективное обсуждение итогов года. Промежуточная аттестация обучающихся. Итоговая диагностика. Анализ детских проектных работ. Анализ итогов выставки. 2.3 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы • Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе, – в районной библиотеке. • Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества. • Участие в районных и городских выставках. 2.4.Список литературы 1. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов./ - Ярославль : «Академия развития», 1998. 2. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 3. Соколова С. Сказки из бумаги. – СПб.: «Валери СПб», 1998. 6 4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000. 5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. 6. Журнал «Ксюша» (для любителей рукоделия) 7