ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда» 400137, Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова, 20а, Тел.: (8442)54-70-19 , 53-88-76; E-mail: gymnasium11@volgadmin.ru _____________________________________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Гимназия №11» ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ____________ Е. А. Андреева Сертификат: 1C82BBBF046F8E4CA100BD7B89219D15 Владелец: Андреева Елена Анатольевна Действителен: с 21.09.2022 до 15.12.2023 Приказ №274 от 31.08.2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2023 год 1 1. Пояснительная записка. Рабочая программа воспитания МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» (далее – Программа воспитания) разработана на основе нормативноправовых документов: - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); - Федеральный закон РФ от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400) - Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 372 от 18 мая 2023 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; - Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; - Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 371 от 18 мая 2023 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; - Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»; - Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам 2 воспитания обучающихся» - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22). 1.1. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. 1.2. Программа воспитания: • предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда»; • разработана и утверждается с участием коллегиальных органов управления МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда», в том числе Совета Гимназии; • реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; • предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; • предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. 1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. 1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, 3 контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 2. Целевой раздел 2.1. Содержание воспитания обучающихся в МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 2.2. Воспитательная деятельность в МОУ «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 2.3. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 2.3. Цель воспитания обучающихся 2.3.1. Цель воспитания обучающихся в гимназии: НОО, ООО 4 • развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; • формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человека труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. СОО • развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета, духовного над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России 1, а также принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 2.4.2. Задачи воспитания обучающихся: • усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, тра- диций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социо- культурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; • достижение личностных результатов освоения общеобразовательных про- 1 Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г.№809 5 грамм в соответствии с ФГОС (НОО, ООО, СОО). 2.3.3. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: • осознание российской гражданской идентичности; • сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 2.3.4. Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 2.4. Направления воспитания. 2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС (НОО, ООО, СОО) и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 2.4.1.1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; 2.4.1.2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России; исторического просвещения, формирования российского национального историческо6 го сознания, российской культурной идентичности; 2.4.1.3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирования традиционных российских семейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; 2.4.1.4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; 2.4.1.5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; 2.4.1.6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; 2.4.1.7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; 2.4.1.8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания. 2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП (НОО, ООО, СОО) установлены ФГОС (НОО, ООО, СОО). На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориен7 тиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС (НОО, ООО, СОО). 2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. 2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования: Гражданско-патриотическое воспитание: - знающий и любящий свою малую родину, свой край; - имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении; - сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам; - сознающий свою принадлежность к общности граждан России; - понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства; - имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве; - понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Духовно-нравственное воспитание: - понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; - умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них; - доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и мо8 ральный вред другим людям; - понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному самоограничению; - владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий; - знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности); - сознающий и принимающий свой половую принадлежность, соответствующие ему психологические и поведенческие особенности с учетом возраста; - владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и родному языкам, литературе; - знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. Эстетическое воспитание: - проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, других народов России; - проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства; - способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Физическое воспитание: - соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; - ориентированный на физическое развитие, занятия спортом; - бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей; - владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. 9 Трудовое воспитание: - сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; - проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений; - выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; - проявляющий интерес к разным профессиям. Экологическое воспитание. - понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среды; - проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; - выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания: - выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании; - обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; - имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знаний. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего об- разования. Гражданское воспитание: - знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; 10 - понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; - проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам; - проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей; - выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе; - принимающий участи в жизни класса, школы, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание: - осознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру; - проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране; - проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России; - знающий и уважающий достижения нашей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности; - принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание. - знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной, религиозной принадлежности); - выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям; 11 - сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий; - проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей; - проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание: - выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве; - проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей; - сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; - ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде; - выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность); - проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей). Понимание их последствий, вреда 12 для физического и психического здоровья; - умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием; - способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание: - уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; - проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний; - сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; - участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание: - понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества; - сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; - ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания: 13 - выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений; - ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природой и социальной средой; - развивающий навыки использования различных средств познания, накоплений знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде); - демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования: Гражданское воспитание - осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе; - сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания; - проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; - ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан; - осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; - обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно14 патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание - выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу; - сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации; Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность; - проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране – России; - проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание - проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения; - действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям; - проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан; - понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, народов в России; способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традицион15 ных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности; - обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России; демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры; Эстетическое воспитание - выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия; - проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние; - проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; - ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей; - соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде; - выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропа16 гандирующий безопасный и здоровый образ жизни; - проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение, любых форм зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья; - демонстрирующий навыки рефлексии своего (физического, эмоционального, психологического) состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием. - развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным и природным). Трудовое воспитание - уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа; - проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда; - выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе; - ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание - демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на ос17 нове понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; - выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе; - применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве; - имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания: - деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих интересов, способностей, достижений; - обладающий представлением о научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России - демонстрирующий навыки критического мышления, определение достоверной научной информации и критики антинаучных представлений; - развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 3. Содержательный раздел. 3.1. Уклад образовательной организации. 3.1.1. В данном разделе раскрываются основные особенности уклада школы. Уклад МОУ «Гимназия № 11» удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МОУ «Гимназия № 11» и его репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. 3.1.2. Ниже приведён перечень ряда основных и дополнительных характери18 стик, значимых для описания уклада, особенностей условий воспитания в МОУ «Гимназия № 11» 3.1.3. Основные характеристики: Уклад МОУ «Гимназия № 11» удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МОУ «Гимназия № 11» и его репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. Основные характеристики: Школа № 68 основана в 1981 году. В 1994 году реорганизована в многопрофильную гимназию Дзержинского района гор. Волгограда; в 1995 году преобразована в муниципальное общеобразовательное учреждение гимназию № 11 Дзержинского района гор. Волгограда; в 2015 г. муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 Дзержинского района Волгограда» (МОУ «Гимназия № 11»). Цель МОУ «Гимназия № 11» в самосознании педагогического коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Основу воспитательной системы МОУ «Гимназия № 11» г. Волгограда составляют наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему звонку, концерт честь Дня учителя, новогодние концерты, праздничные мероприятия, приуроченные к к 23 февраля и 8 марта, мероприятия ко Дню Победы и др. Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МОУ «Гимназия № 11» принимает участие: 1. РДДМ «Движение первых». 2. Клуб «Большой перемены». 3. Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юнармия». 4.Проекты, организованные Российским обществом «Знание» 19 5.Федеральные профориентационные проекты «Проектория» и «Билет в будущее». 6.Федеральный проект «Орлята России». Основные традиции воспитания в МОУ «Гимназия № 11»: • в течение года реализуются основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; • большое внимание со стороны педагогического коллектива отводится созданию ситуаций для проявления активной гражданской позиции обучающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского движения, включение в деятельность РДДМ; • в гимназии создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; • педагогические работники гимназии ориентируются на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; • важное место в воспитательной работе отводится педагогическому сопровождению одарённых детей; • ключевой фигурой воспитания в гимназии является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Традиции и ритуалы: в гимназии проводится еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ; посвящение в первоклассники, посвящение в пятиклассники, посвящение в кадеты, проведение Вахты Памяти, уча20 стие в социально значимых акциях и проектах. Гимназия имеет свою символику: герб и флаг. Разработаны и выполняются нормы этикета обучающихся (правила поведения в гимназии). Важную роль в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности играют социальные партнеры: Музей заповедник «Сталинградская битва», Краеведческий музей г. Волгограда, Городской патриотический центр "Виктория", клуб пожилых людей Дзержинского района «Форум», МУ СДЦ «Перекресток», МБУК "Культурно-досуговый комплекс "21 век", Детская школа искусств имени М. А. Балакирева. Гимназия реализует инновационные воспитательные практики: 1.Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания – процесс совместной работы ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной целью, но с неизвестным результатом. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. 2.Музейная педагогика – создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея. 3. Социальные практики: деятельность волонтёрского отряда «Импульс». Дополнительные характеристики. Гимназия расположена в Дзержинском районе города Волгограда с развитой инфраструктурой: объекты культуры и спорта. Это позволяет проводить культурные и спортивные мероприятия, что служит целевым ориентиром в воспитании гимназистов. Выстроено сетевое взаимодействие гимназии с учреждениями дополнительного образования, учреждениями профессионального образования через организацию тематических встреч, занятий, экскурсий, что повышает эффективность организуемой в гимназии воспитательной работы. В 1–11-х классах школы обучается 1370 обучающихся. Состав обучающихся школы неоднороден и различается: – по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его 21 уровня подготовки к обучению в гимназии. – социальному статусу. Присутствуют обучающиеся, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой. Также насчитывается определённое количество неполных, малообеспеченных семей. – национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью жителей микрорайона гимназии. Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс в гимназии, являются педагоги: • высококвалифицированный коллектив, способный замотивировать учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и социальной деятельностях; • специалисты социально-психологической службы гимназии, обеспечивающие педагогическую поддержку особым категориям обучающихся; • педагоги дополнительного образования, организующие взаимодействие с обучающимися во внеурочное время, оказывающих педагогическую поддержку в самореализации и саморазвитии гимназистов; • советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими организациями, грамотно координирующий работу с обучающимися различных школьных объединений, собственным примером демонстрирующий активную гражданскую позицию. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в гимназии. Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка. Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности: 1. Отсутствие взаимопосещаемости КТД с целью обмена опытом со стороны классных руководителей. 2. Низкая эффективность межведомственного взаимодействия гимназии и субъек22 тов системы профилактики по предупреждению безнадзорности. Преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Пути решения вышеуказанных проблем: 1. Составлен план взаимопосещения мероприятий классными руководителями с последующим анализом и подведением итогов на МО классных руководителей. 2. Активное привлечение к воспитательной работе всех субъектов профилактики. 3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания. 3.2.2. Воспитательная работа МОУ «Гимназия № 11» представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». А также в рамках дополнительного (вариативного) модуля «Детские общественные движения». 3.2.3. Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МОУ «Гимназия № 11». 3.2.4. Модуль «Урочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: • максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; 23 • включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий; • включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; • применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; • побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; • организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 3.2.5. Модуль «Внеурочная деятельность». Внеурочная деятельность обучающихся реализуется в различных формах (круж24 ки, спортивные секции, клубы, студии) и осуществляется через формирование детско-взрослых объединений, вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность с целью самореализации, приобретения социально значимых знаний, а также личностного развития. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий: - курс «Разговор о важном», направленный на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимый ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе; • курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно- патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном», «Юнармейский отряд «Пламя»; • курсы, занятия духовно-нравственной направленности по основам духовнонравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Разговоры о важном», «Юнармейский отряд «Пламя»; • курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности: «Моя Россия – новые горизонты», «Код будущего», «Финансовая грамотность»; • курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Эколята»; • курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров: вокальная студия «Доминанта», хореографическая студия «Шаг вперед», кружок «Юный художник»; • курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Волейбол», «Баскетбол», «Подготовка к ГТО». Занятия проводятся в рамках деятельности школьного спортивного клуба «Олимп». 3.2.6. Модуль «Классное руководство». Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: 25 • планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности (не реже 1 раза в неделю): классные часы, посвящённые значимым событиям страны, города и региона; посвящённые юбилейным датам, Дням воинской славы России; классные часы, направленные на развитие формирование здорового образа жизни, сплочение ученического коллектива; организационные классные часы по подготовке коллективного творческого дела и др; • инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; • организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; • сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование (с возможным привлечением педагога-психолога), внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; • выработку совместно с обучающимися правил поведения класса (Кодекс класса), участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; • изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогомпсихологом; • доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; 26 • индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения (по желанию); • регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; • инициирование/проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; • организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже 1 раза в триместр), информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; • создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе; • привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе; • проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий. 3.2.7. Модуль «Основные школьные дела» Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: • общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: День знаний, День учителя, День матери, День Победы, День защитника Отечества, Праздник последнего звонка и др. Данные мероприятия организованы в том числе с учётом календаря памятных и знаменательных дат; • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в Рос27 сии, мире: акции «Капля жизни», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Блокадный хлеб», «Георгиевская ленточка», «Сад памяти», «Окна Победы» и др. • торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе: «Последний звонок», церемония вручения аттестатов, «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в юнармейцы», «Посвящение в юных инспекторов дорожного движения»; • церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, города (еженедельные линейки с чествованием победителей и призёров конкурсов, олимпиад, соревнований. • социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности (Благотворительная ярмарка добра, патриотическая акция «Сохраним имя Героя», проект «Я помню! Я горжусь!», «Здоровый город», «Чистый берег», «Благоустройство школьного двора», «Ветеран живёт рядом», «Сад Памяти», «Георгиевская ленточка», «Сообщи, где торгуют смертью» и др.); • разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности: региональная военно-спортивная игра «Зарница», 5-дневные военные сборы юношей старшеклассников; • вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; 28 • наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. 3.2.8. Модуль «Внешкольные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: • общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами образовательной организации: муниципальный конкурс «Шаги Победы», фестиваль творчества обучающихся «Школьная пора», квест-игра «Знатоки родного города», брейн- ринг ко Дню народного единства, районный конкурс «Безопасное колесо» и др; • внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям: Предметные недели, праздник «Прощание с букварём», праздник «Первой оценки» и др.; • экскурсии, походы выходного дня (в музей, городскую библиотеку, кинотеатр, цирк «Арт-Алле» др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; • литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; • выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Реализация воспитательно- го потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: 29 • общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами образовательной организации: муниципальные конкурсы, олимпиады, фестивали и викторины; • внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в гимназии учебным предметам, курсам, модулям: Предметные недели и др.; • экскурсии, походы выходного дня (в музеи, городские библиотеки, театры, кинотеатры, цирк и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; • литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; • выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. 3.2.9. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: • оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в гимназию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб); • организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации; 30 • размещение карт России, регионов, муниципального образования (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; • подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; • организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; • разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещении школы (Стенд, посвящённый участникам СВО) и на прилегающей территории для общественногражданского почитания лиц (Памятная доска выпускникам гимназии, участникам локальных войн) ; • оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно- нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.; • разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; • подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способно31 сти, знакомящих с работами друг друга; • поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации; • разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; • создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; • деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; • разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); • разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.2.10. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: • создание и деятельность в гимназии, в классах представительных органов родительского сообщества (общешкольный родительский совет, родительский комитет класса), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Совете гимназии; • проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, взаимоотно32 шений обучающихся и педагогов, а также получать консультации психологов, врачей, социальных работников, обмениваться опытом; • организацию интернет-сообщества, группы с участием педагогов с целью обсуждения интересующих родителей вопросы, согласование совместной деятельности; • организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родитель- ских уроках, собраниях на актуальные темы воспитания и образования детей; • участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); • привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; • участие родителей в деятельности Родительского патруля (профилакти- ка ДДТТ), комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся. 3.2.11. Модуль «Самоуправление». Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации предусматривает: • организацию и деятельность органа ученического самоуправления - Совет старшеклассников, избранного обучающимися гимназии; • представление Советом старшеклассников интересов школьников в процессе управления гимназией, формирования её уклада (в том числе участии в Совете гимназии); • защиту Советом старшеклассников законных интересов и прав школьников; • участие представителей Совета старшеклассников в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности школы; • реализацию и развитие деятельности РДДМ; • организацию деятельности школьного медиацентра, освещающего деятельность 33 гимназии, детских сообществ в социальных сетях, в том числе в группе ВКонтакте. 3.2.12. Модуль «Профилактика и безопасность». Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в гимназии предусматривает: • организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в гимназии эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности (Всероссийские недели и акции безопасности; Декада безопасности дорожного движения; социальнопсихологическое тестирование; школьная служба медиации и т.д.); • проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.): Мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, а также мониторинг страниц обучающихся в социальных сетях с целью выявления несовершеннолетних, вовлечённых в активные деструктивные сообщества; • разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; • вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в гимназии и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористи34 ческой и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.); • организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; • профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.); • предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); • профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, обучающиеся с ОВЗ и др.). 3.2.13. Модуль «Социальное партнерство». Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: • участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.); • участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; • проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; • проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных 35 проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; • реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Социальными партнёрами МОУ «Гимназия № 11» г. Волгограда являются: Музей заповедник «Сталинградская битва», Краеведческий музей г. Волгограда, Городской патриотический центр "Виктория", клуб пожилых людей Дзержинского района «Форум», МУ СДЦ «Перекресток», МБУК "Культурно-досуговый комплекс "21 век", Детская школа искусств имени М. А. Балакирева. 3.2.14. Модуль «Профориентация». Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает: • проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; • совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн- тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; 36 • участие в работе всероссийских профориентационных проектах, в том числе реализация профориентационного минимума 2 (6-11 классы) на базовом уровне по направлениям: профориентационный урок в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» Национального проекта «Образование» («Билет в будущее», онлайн-уроки «ПроеКТОрия» и др.); онлайн диагностика и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников; информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях общедоступного сегмента Платформы Профориентационного минимума; • индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; • освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования; • работа психолого-педагогических классов; • оформление тематических стендов профориентационной направленности 3.2.14. Модуль «Детские общественные объединения» Действующие на базе школы детские общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: - утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, 2 Письмо Минпросвещения России от 20.03.2023 № 05-848 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федеации») 37 подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; - организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, у»мение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к гимназии территории (работа в пришкольном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.; Первичное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации - Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» – общероссийская общественно-государственная детско-молодёжная организация. Образовано Учредительным собранием 20 июля 2022 года. Создано в соответствии с Федеральным законом «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 N 261-ФЗ. Ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качеств личности у молодёжи на основе их группового взаимодействия. Деятельность школьного отделения РДДМ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие молодёжи на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости обучающихся. Участником школьного отделения РДДМ может стать любой обучающийся старше 8 лет. Обучающиеся самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДДМ. Старшеклассники получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими людьми, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять свою роль в обществе. 4. Организационный раздел. 38 4.1. Кадровое обеспечение. Воспитательный процесс в МОУ «Гимназия №11» обеспечивают специалисты: Должность Директор Кол-во 1 Заместитель директора по УВР 4 Заместитель директора по ВР 1 Советник директо- 1 ра по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными организациями Социальный педагог 1 Функционал Осуществляет контроль развития системы организации воспитания обучающихся. Осуществляет контроль реализации воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, организует работу с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями (законными представителями), учителями-предметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителей-предметников по организации индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска». Организует воспитательную работу в образовательной организации: анализ, принятие управленческих решений по результатам анализа, планирование, реализация плана, контроль реализации плана. Руководит социально-психологической службой, является куратором Школьной службой медиации. Контролирует организацию питания в образовательной организации. Курирует деятельность Школьного парламента, волонтёрского объединения, Родительского и Управляющего советов. Курирует деятельность объединений дополнительного образования, Школьного спортивного клуба. Курирует деятельность педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей. Обеспечивает работу «Навигатора дополнительного образования» в части школьных программ. Осуществляет анализ и организует участие в планировании деятельности различных детских общественных объединений, направленных на укрепление гражданской идентичности, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, вовлечение детей и молодёжи в общественно полезную деятельность; организует деятельность по созданию социальных инициатив, а также социальных проектов учащихся школы. Организует работу с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями, учителями-предметниками по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках своей компетентности коррекционноразвивающую работу с учащимися «группы риска» и их родителями (законными представителями). Является куратором случая: организует разработку КИПРов (при наличии обучающихся категории СОП), обес39 печивает их реализацию, подготовку отчетов о выполнении. Педагог-психолог 1 Педагогдополнительного образования Классный руководитель Учительпредметник 2 42 65 Организует психологическое сопровождение воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися, состоящими на различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития. Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию др. Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Организует воспитательную работу с обучающимися и родителями на уровне классного коллектива. Реализует воспитательный потенциал урока. Общая численность педагогических работников МОУ «Гимназия № 11» – 65 человек основных педагогических работников, из них 90 процентов имеют высшее педагогическое образование, 21,5 процента – высшую квалификационную категорию, 6 процентов – первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся обеспечивают педагог-психолог, социальный педагог, педагог-логопед. Классное руководство в 1–11-х классах осуществляют 42 классных руководителя. Ежегодно педагогические работники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком. 4.2. Нормативно-методическое обеспечение. Управление качеством воспитательной деятельности в МОУ «Гимназия №11» обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты: Рабочая программа воспитания Календарные планы воспитательной работы по уровням НОО, ООО, СОО Планы ВР классных руководителей 40 • Положение о классном руководстве. • Положение о дежурстве. • Положение о школьном методическом объединении. • Положение о внутришкольном контроле. • Положение о комиссии по урегулировании споров между участниками об- разовательных отношений. • Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних • Положение об использовании государственных символов • Положение о совете гимназии • Положение о внешнем виде обучающихся • Положение о ПМПК. • Положение о социально-психологической службе. • Положение о школьной службе медиации • Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. • Положение об организации дополнительного образования. • Положение о внеурочной деятельности обучающихся. • Положение об ученическом самоуправлении. • Правила внутреннего распорядка для обучающихся. • Порядок о средствах мобильной связи • Положение о деятельности движения «Орлята России». • Положение о школьном спортивном клубе. • Положение об организации питания обучающихся • Положение о родительском контроле организации качества питания обучающихся • Положение о Штабе воспитательной работы 4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образова- тельными потребностями. 4.3.1. На уровне общностей: формируются условия освоения социаль41 ных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: - налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; - формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; - построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа ориентируется: • на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребно42 стями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; • создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога; • личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. 4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Принципы поощрения, которыми руководствуется МОУ «Гимназия №11» 1. Публичность поощрения – информирование всех учеников гимназии о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников. 2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно. 3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования. 4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды. 5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправ43 ления), сторонних организаций, их статусных представителей. 6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения. Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МОУ «Гимназия №11». 1.Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио конкурсанта должно включать: • артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.; • артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д. Формы поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся МОУ «Гимназия №11»: • объявление благодарности; • награждение грамотой; • вручение сертификатов и дипломов; • награждение ценным подарком. Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МОУ «Гимназия №11» осуществляет посредством направления благодарственного письма. Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах награждения размещается на сайте школы и ее странице в социальных сетях. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность соот44 ветствуют укладу МОУ «Гимназия №11», цели, задачам, традициям воспитания, согласовано с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в отношении школы. 4.5. Анализ воспитательного процесса. Анализ воспитательного процесса в МОУ «Гимназия №11» осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС СОО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: • взаимное уважение всех участников образовательных отношений; • приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; • развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); • распределенная ответственность за результаты личностного развития обуча45 ющихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика с использованием различного диагностического инструментария («Методика диагностики личностного роста», «Методика диагностики нравственной воспитанности», «Методика диагностики нравственной мотивации», «Методика диагностики нравственной самооценки» Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: - какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; - какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; - какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Диагностический инструментарий: диагностика «Достижения школьников» (оформляется сводной таблицей). 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. 46 Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Метод анкетирования направлен на выявление уровня организации воспитательной деятельности школы: качество организации внеурочной деятельности; деятельность классного руководителя; качество проводимого дополнительного образования. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного потенциала: урочной деятельности; внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнерства; 47 деятельности по профориентации обучающихся; школьного музея. Итогом самоанализа воспитательной работы МОУ «Гимназия №11» оформляется в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в гимназии. 48