Андреева
Елена
Анатольевна
Подписано цифровой подписью:
Андреева Елена Анатольевна
DN: cn=Андреева Елена
Анатольевна, o=МОУ "Гимназия
№ 11",
email=gymnasium11@volgadmin.r
u, c=RU
Дата: 2021.10.22 09:04:45 +03'00'
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки
России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) (далее ФГОС ООО)
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15)
3. Биология. 10-11 классы углубленный уровень: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных
под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М.Дымшица/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.ПРосвещение, 2018
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Биология»
В основу курса положены следующие идеи:
материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;
ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования биологических явлений, оценки их практической значимости;
взаимосвязь качественной и количественной сторон биологических объектов материального мира;
развитие биологической науки для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения глобальных проблем
современности;
генетическая связь между биосистемами различного уровня.
Эти идеи реализуются в курсе биологии основной школы путём достижения следующих целей:
•
Формирование у учащихся целостной естественно-научной картины мира.
•
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения биологической
науки и её вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез,
обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и биологических теорий
•
Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по биологии является объективной
необходимостью для жизни в современном мире..
•
Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в
старшей школе или профессионального образовательного учреждения.
•
Овладение
ключевыми
компетенциями:
учебно-познавательными,
информационными,
ценностно-смысловыми,
коммуникативными.
Задачи:
Изучение биологии на ступени полного общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины
мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений
биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде,
собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
поведения в природе.
Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен
принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в
основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях
образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от
того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его
развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это
объекты биологии.
Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и
полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме
явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной
деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного
содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в
повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в
формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических
материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Курс биологии на ступени среднего общего образования направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее
отличительных признаках, уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает в себя сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет
культуросообразный подход, в соответствии в которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. В
связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной
естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу
структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности
живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука.
Методы научного познания»; «Клетка»; «Организм; Вид; Экосистемы».
МЕСТО ЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программой отводится на изучение биологии 204 часов, которые распределены по классам следующим образом:
10 класс – 102 часа, 3 часа в неделю;
11 класс – 102 часов, 3 часа в неделю;
Программой предусмотрены лабораторные работы:
10 класс – 7 + 5 практических;
11 класс – 3+2 практические;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Биология»
По завершению курса «Биология» на этапе полного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими
результатами:
1. Предметные
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение
биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за
живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные
биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное
общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и
электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
2. Личностные
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научнопопулярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
3. Метапредметные
1)Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
2)Познавательные : осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно
находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
3)Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и
обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и
рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса биологии в полной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение
биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми
объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты
и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное
общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и
электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научнопопулярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ
живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные
признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в
агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде
письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях,
справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и
здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды
на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в
области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Основное содержание программы
10 класс (34 часа, 1 часа в неделю)
Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы
исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации
живой природы.
Демонстрации. Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Глава 2. Клетка (10часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в
состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы
изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов
клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении
клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация. Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие
деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Глава 3. Организм(21 час)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический
закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы. Выявление изменчивости организмов.
11 класс (34 часа, 1 часа в неделю)
Глава 4. Вид (21 час) Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция –
элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция.
Макроэволюция.
Демонстрация. Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции,
иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы. Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсии. Причины многообразия видов в природе.
Раздел 5. Экосистемы (12 час + 1 час обобщения)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение
энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсии. Биогеоценоз.
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы
рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история
развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация. Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсии. В краеведческий музей или на геологическое обнажение