Приложение к ООО Программа внеурочной деятельности

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда»
400137, Россия, Волгоград, ул. им. Константина Симонова 20а,
Тел. (8442)54-70-19, 53-88-76; E-mail gymnasium11@volgadmin.ru
___________________________________________________________________________
Принято

Введено в действие

на педагогическом совете
протокол от 30.08.2021№ 13
Председатель
педагогического совета
Андреева Елена
____________ Е.А. Андреева
Анатольевна
«30» августа 2021 г.
Подписано цифровой подписью:
Андреева Елена Анатольевна
DN: cn=Андреева Елена Анатольевна,
o=МОУ "Гимназия № 11",
email=gymnasium11@volgadmin.ru, c=RU
Дата: 2021.10.14 13:58:47 +03'00'

Приказом № 220 от 01.09.2021
Директор муниципального
общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 11 Дзержинского района
Волгограда»
Андреева Елена
____________ Е.А. Андреева
Анатольевна
« 01 » сентября 2021 г.
Подписано цифровой подписью: Андреева Елена Анатольевна
DN: cn=Андреева Елена Анатольевна, o=МОУ "Гимназия № 11",
email=gymnasium11@volgadmin.ru, c=RU
Дата: 2021.10.14 13:59:10 +03'00'

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ГИМНАЗИЯ №11 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

с 2021-2022 учебного года
по 2025-2026 учебный год

Содержание:
Правовая основа

3

Пояснительная записка

4

Цели и задачи

6

Принципы программы

6

Направления реализации программы

7

Рабочие программы внеурочной деятельности по направлениям

8

Условия реализации программы

8

Кадровое обеспечение

8

Научно-методическое обеспечение

8

Материально-техническое обеспечение

9

Особенности финансового обеспечения

9

Ожидаемые результаты

9

2

Правовая основа
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);;
 Приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении Общих требований к
определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в
сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема
субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)
государственным (муниципальным) учреждением»;
 Федеральный государственный образовательный основного общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015);
 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных

учреждениях»,

утвержденных

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 № 62900);
 Письмо Министерства образования и науки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О
направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности»;
 Устав МОУ «Гимназия № 11» (с изменениями и дополнениями).

3

Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования (личностных, метапредметных и предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных
особенностей

и

потребностей

ребенка,

культурных

традиций,

национальных

и

этнокультурных особенностей региона.
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ
внеурочной

деятельности.

Рабочая

программа

внеурочной

деятельности

является

обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными
программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.
Рабочие программы внеурочной деятельности содержат:


планируемые результаты внеурочной деятельности;



содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов
деятельности;



тематическое планирование.

Рабочие программы внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 11» разрабатываются на
основе требований федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования с учетом соответствующих примерных основных образовательных
программ. Рабочие программы внеурочной деятельности построены по модульному
принципу. При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется
использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер. Рабочие программы
внеурочной

деятельности

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности
на уровне основного общего образования:
- до 1750 часов на уровне основного общего образования.
Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой,
которая утверждается образовательной организацией с учетом интересов обучающихся и
возможностей общеобразовательной организации.
4

Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно.
Формы

внеурочной

самостоятельность

деятельности

обучающихся,

сочетать

должны

предусматривать

индивидуальную

и

активность

групповую

и

работу,

обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный
состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы,
деловые игры и пр.
Приорганизациивнеурочнойдеятельностиобучающихсяучитываетсяразличиемежду
результатами и эффектами этой деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности–непосредственное духовно –
нравственное развитие ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем
уровням:
Первый уровень результатов–приобретение школьником социальных знаний,
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов–получении школьником опыта самостоятельного
общественного действия.
Внеурочная деятельность понимается нами, как целенаправленная образовательная
деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и
подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребностей к участию
в социально значимых практиках и самоуправлении, создание условий для развития
значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности,
участие в содержательном досуге, достижение обучающимися метапредметных и
личностных результатов согласно ФГОС.
Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно-урочной:
экскурсии, встречи, исследовательская деятельность, деловыеигры, подготовкаи
проведение концертов, коллективно-творческих дел, выставки, тренинги, ресурсный круг и
т.д.
При разработке Плана внеурочной деятельности учитывались возрастные
индивидуальные особенности обучающихся. Содержание занятий внеурочной
деятельности сформировано с учетом пожеланий учащихся и их родителей(законных
представителей).
ВнеурочнаядеятельностьвсоответствиистребованиямиФГОСорганизуетсяпоосновн
ымнаправлениям развития личности:

 спортивно-оздоровительное;
 духовно-нравственное;
 общеинтеллектуальное;
5

 общекультурное;
 социальное.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки
соответствующих программ внеурочной деятельности.

Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности–создание условий для реализации
детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях
познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть
реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:

 обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в образовательном
учреждении;







оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
помощь
в определении
способностей
к
видам деятельности и содействие в их реализации.

тем

или

иным

Принципы программы
Принципами программы являются:
•

включение учащихся в активную деятельность;

•

доступность и наглядность;

•

связь теории с практикой;

•

учёт возрастных особенностей;

•

сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

•

целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
•

традиции гимназии;

•

особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

6

Направления реализации программы
Направления реализации программы:
•

создание оптимального педагогически организованного пространства проведения
учащимися свободного времени;

•

проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от
учёбы время организационно-управленческих мероприятий;

•

совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от
учёбы время;

•

информационная поддержка занятости учащихся в свободное время;

•

научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время;

•

совершенствование уровня кадрового обеспечения;
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными

направлениями программы развития гимназии, состоит из подпрограмм, в рамках которых
реализуются 5 направлений деятельности.

Рабочие программы внеурочной деятельности по направлениям:
Система внеурочной деятельности основной школы (с 5-го по 9 класс) выстроена в
соответствии со следующими направлениями:
1) Спортивно-оздоровительное:
•

Реализация рабочей программы внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым».

2) Общекультурное:
•

Реализация рабочей программы внеурочной деятельности «В мире прекрасного».

3) Общеинтеллектуальное:
•

Реализация рабочих программ внеурочной деятельности «Умники и умницы»,
«Английский для путешествия».

4) Социальное:
•

Реализация рабочей программы внеурочной деятельности «Будущее в настоящем».

5) Духовно-нравственное:
•

Реализация рабочей программы внеурочной деятельности «Будущее в настоящем».

Распределение времени по каждому направлению в основной школе за год:
•

Спортивно-оздоровительное – 34 ч.

•

Общекультурное -9 ч.

•

Общеинтеллектуальное – 9 ч.

•

Социальное – 9.

•

Духовно-нравственное – 9 ч.
7

Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
•

конкретное планирование деятельности,

•

кадровое обеспечение программы,

•

методическое обеспечение программы,

•

педагогические условия,

•

материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение
Внеурочную деятельность в МОУ «Гимназия № 11» осуществляют педагогические

работники, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к педагогическим
работникам.
В организации внеурочной деятельности могут принимать участие все участники
образовательных отношений, соответствующей квалификации: заместители директора,
педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители,
педагоги-организаторы, психологи, тьюторы, педагоги-библиотекари и т.д.
Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в
учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника ее реализующую.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи
Подготовка педагогических
кадров к работе с учащимися
по внеурочной деятельности
Повышение
методического
уровня всех участников

Обеспечение
комфортных
условий для работы педагогов
Активизировать
вовлеченность
работников
культуры
в
систему
общешкольных мероприятий

Мероприятия
Индивидуальные
собеседования
с
преподавателямипредметниками, готовыми к деятельности в данном
направлении
Семинары с психологами, социальными и медицинскими
работниками.
Семинары-практикумы в методических объединениях с
целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам
Изыскать
возможности
материального
поощрения
педагогических работников
Организация и проведение общешкольных мероприятий
Годовое планирование воспитательной работы с учетом
возможностей педагогов.

Научно-методическое обеспечение:
•

методические пособия,

•

интернет-ресурсы,

•

мультимедийный блок.
8

Создать банк методических
разработок
дел
школы,
мероприятий, событий
Разработать
систему
мероприятий,
обеспечивающую повышение
методического
уровня
педагогов
Создать банк методической
литературы по организации
внеурочной деятельности

Систематизация авторских разработок педагогов
Организация обмена опытом педагогов
Курсы повышения квалификации по вопросам внеурочной
деятельности педагога.
Провести педагогические советы и заседания МО
Приобретение методической литературы и ее постоянное
обновление
Систематизация методической литературы
Информирование педагогов о наличии и их знакомство с
содержанием имеющейся методической литературы

Материально-техническое обеспечение:
• выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
• материалы для оформления и творчества детей,
• наличие канцелярских принадлежностей,
• аудиоматериалы и видеотехника,
• компьютеры,
• проектор,
• экран и др.
Особенности финансового обеспечения
Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности
осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы за счет средств
субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках
нормативов расходов на реализацию основных образовательных программ.
Расчет норматива основывается на целевом уровне заработной платы (п. 3 ст. 99 Закона
об образовании) и соотношения "учитель-обучающиеся", который установлен "дорожной
картой" каждого субъекта РФ по повышению эффективности.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг
определяются с соблюдением требований, установленных Минобрнауки России (приказ
Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040).

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной
общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей
программе

и

соответствуют

планируемым

результатам

освоения

основной

общеобразовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия №11».
9

В качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной
деятельности образовательная организация самостоятельно определяет порядок зачета
результатов освоения обучающимися общеобразовательных программ, который утвержден
локальным актом.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы
внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми
типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
использовать

знаково-символические

средства,

в

том

числе

овладеют

действием

моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие
приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут
умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию
и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности

человека

за

общее

благополучие,

осознание

своей

этнической

принадлежности;
10

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от
доконвенционального к конвенциональному уровню;
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы
и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
11

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
•

оценивать

правильность

выполнения

действия

на

уровне

адекватной

ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового
чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
12

• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
•

строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
13

• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».